консультация по формированию самостоятельности
консультация (старшая группа) на тему

Пекшеева Лариса Дмитриевна

консультация по формированию самостоятельности у дошколников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2_formirovanie_samostoyatelnosti.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать самостоятельного и здорового ребенка

«Я хочу, чтобы мой ребенок был здоровым и счастливым!» - так думаем мы всегда о своих детях. Именно так пусть будет у всех!

А чтобы это желание исполнилось, нужно понимать самое главное. С самых малых лет нужно думать о том, чтобы ребенок был самостоятельным и целеустремленным. И тогда он будет успешным, счастливым и здоровым. Поэтому надо формировать самостоятельность в наших детях. Пусть малыш всегда будет хотеть сделать всё сам.

А что же такое самостоятельность? Ответ будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно как «умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью», «умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия». Для 3-4-х летних дошкольников самостоятельным быть – это значит уметь себя занять, быть способным чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.

Самостоятельность развивается постепенно. Начинается этот процесс достаточно рано. Уже в год и два начинают у ребенка появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года, когда ребенок хочет делать всё сам. К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Ребенок пошёл в детский сад. Он приходит и учится всё делать сам. Сам раздевается, сам наводит порядок в шкафу, сам планирует, что ему надо (носки для занятий, юбочка для музыки и т.д.). Самостоятельность с  дошкольного возраста приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

Необходимо помнить родителям, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, кушать или одеваться без помощи взрослого, то дайте возможность, уважаемые родители, делать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть ребёнка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и всё вокруг. Но давайте не будем мешать возрастанию самостоятельности  ребенка.

Следует детям помогать! Но надо это делать только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит вас об этом. Вы, родители, лучше понимаете, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

Уважаемые родители! Поощряйте всячески своих детей, когда они стремятся к самостоятельности. Ребенок говорит: «Я сам!». Не препятствуйте ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулируйте его попытки самостоятельных действий.

Очень часто родители на неумелые попытки своего ребенка что-то сделать самостоятельно, реагируют так: «Да не мешай!», «Отойди!», «Ты еще маленький, не справишься, давай я сделаю» и т.д.

Уважаемые родители! Вы лучше всё сделаете, но дайте своему ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол – дайте ему ведро и тряпку. Не понравится работа, сделанная им? Ничего! Зато формируются навыки самостоятельности и трудолюбия.

Хочет ваш ребенок постирать свой носок? Пожалуйста!

Ведь не важен конечный результат этой стирки. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия. В этом он очень нуждается. Главное – не делать предметом насмешек его неумелые попытки. От малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. А если что-то не получается у ребенка, то обязательно важно подбодрить, объяснить тактично его ошибку. Этим самым вы поможете ему поверить в то, что у него обязательно всё получится.

Вот ваш малыш собирается в детский сад. Не знает, что надеть. Необходимо поговорить с ним о том, что нужно, с вечера ко всему готовиться. Неплохо давать возможность выбирать то, в чём он пойдёт в садик. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить. Например: что сейчас осень, дожди, на улице прохладно, поэтому нужно выбрать из теплых осенних вещей, что ему больше по душе. Можно так же начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Но главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень не велики, но всё-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3 лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать полив комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

А еще очень важно детям читать книги, которые помогут дать им знания и представления о самостоятельном поведении.

 Например: В. Бычко «Невеличка»; В.Степанов «Умелые помощники»; М.Зощенко «Глупая история»; Н.Носов «Заплатка» и др.

А можно с детьми вместе смотреть и обсуждать видеофильмы: «Фока на все руки дока » - режиссер А. Белокурова; «В яранге горит огонь» - режиссер Ж.Витензон;

«Как кошечка и собачка мыли пол» - режиссер А.Волков.

И, конечно, с детьми нужно больше общаться! Чем больше с ними будете общаться, тем радостнее Вам будет на душе! И Вы будете знать внутренний мир вашего ребенка.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным в будущем: в учебе, в жизни вообще! «Кирпичики развития» появляются в раннем возрасте. Успешность ребенка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, от способности управлять своими действиями. Успешный ребенок – это самостоятельный, счастливый, целеустремлённый, радостный, а значит – здоровый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Формирование самостоятельности детей 4-5 лет"

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем бол...

Консультация для родителей 2 младшей группы по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте. От совместных усилий...