Статьи по музыкальному воспитанию в уголок для родителей
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Бачурина Елена Валерьевна

Данный материал можно использовать для  повышения  компетентности родителей в области музыкально-художественного развития детей в детском саду .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КРАСКИ, КОТОРЫЕ  МЫ  СЛЫШИМ.

Посмотрите на картину, изображающую лес. Какая здесь главная краска? Правильно, ЗЕЛЕНАЯ. Но никакой бы картины не получилось, если бы вся она была написана ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ  зеленой краской, без оттенков. Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков зелени.

 

ГУСТАЯ СОЧНАЯ – это молодая зелень, которая уже набрала силы и соков из земли.  Вон та зелень - НА СОЛНЦЕ, а вот эта – В ТЕНИ, ГЛУБОКАЯ, ПОЧТИ  СИНЯЯ.   Есть зелень чуть увядшая, усыхающая. А вон там играет всеми оттенками ЗЕЛЕНЬ НА ВЕТРУ .

Десятки оттенков одного цвета.  Есть они и у ЗВУКОВ.

Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть РАЗНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаём то голос СКРИПКИ, то голос ФЛЕЙТЫ, то голос ТРУБЫ, то человеческий голос.     Как это у нас получается?

Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос МАМЫ.

По голосу в телефонной трубке мы узнаём друзей и знакомых. Все мы веселимся, угадывая голоса знаменитых певцов в исполнении артиста – пародиста. Чтобы добиться похожести, он

МЕНЯЕТ ОКРАСКУ ГОЛОСА, то есть ТЕМБР.

И разные музыкальные инструменты мы узнаём потому, что у каждого из них есть СВОЯ ОКРАСКА ЗВУКА. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина или деревянная дудочка. Ведь у каждого звука есть ПРИЗВУКИ. Вот эти оттенки -  призвуки и меняют «ЦВЕТ» звука. Окраска звука – это и есть ТЕМБР. И у каждого инструмента он свой.



Предварительный просмотр:

C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\рамки\colorful-music-notes-frame-20027504.jpg

«МУЗЫКОТЕРАПИЯ» – НУЖНО ЛИ ЭТО?

" Музыка, как любое искусство, помогает детям познавать мир, воспитывает детей", - так определил роль музыки в формировании личности композитор Дмитрий Кабалевский.  

 По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений  психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают  замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

На современном этапе музыкальная терапия далеко продвинулась в исследовании влияния музыкального опыта на развитие личности.  Многие исследования доказали, что музыка усиливает обмен веществ, влияет на мышечную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Детям музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чем рассказывает музыка.
Эмоциональная сила музыки, содержание песен, которые слушают и исполняют дети, способствуют формированию основ нравственно-эстетических качеств.    

Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. 

Использование музыкотерапии прививает навыки расслабления, развивает нравственно-коммуникативные качества, создаёт положительный эмоциональный фон. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.    

Упражнения по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него  -  на всю структуру личности, формируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов.



Предварительный просмотр:

        C:\Users\lenovo\Documents\Документы\картинки\рамки\рамка2.jpg

Развитие выразительности речи у дошкольников

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, и т.п. Можно предложить прочитать стихотворения от имени разных героев (Людоед, Кот в сапогах, Слон, или Мышка).

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.

Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»).

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. (Артикуляционная гимнастика для развития мышц губ, челюсти и языка).

После решения этих задач, больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном  звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и небольших стихотворениях. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Упражнения и игры на развитие выразительности речи помогают детям развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделают речь детей ярче и образнее.



Предварительный просмотр:

C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\презентации фоны\slide_19.jpg

Особенности

развития детского голоса.

Вокальное творчество играет существенную роль

в решении задач гармоничного развития личности.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.

В процессе пения развиваются не только музыкальные способности, но и происходит общее развитие ребенка. По мере накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Детский голос обладает особыми качествами. Голосовые связки у детей короткие и тонкие, дыхание слабое, поверхностное. Отсюда особое звучание детских голосов. Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Во время обучения пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно им владеть. Охрана детского певческого голоса является одной из главных задач музыкального воспитания. Необходимо соблюдать правильный режим голосообразования, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

Не следует поощрять исполнение детьми вокальных произведений для взрослых с большим диапазоном. Пение таких композиций (особенно громкое их исполнение) наносит вред ещё не окрепшим голосовым связкам ребёнка. Певческий диапазон – это объём звуков, от самого высокого до самого низкого, в пределах которого голос звучит хорошо. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания, следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Очень громкое исполнение притупляет слух, негативно влияет на голосовой аппарат и на нервную систему в целом. Необходимо, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Следует ограничивать пение детей на улице, особенно  в холодную и сырую погоду.

Правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, его голос приобретает гибкость и силу.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко и воспевает она великую гармонию природы. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку и жужжащего шмеля, неуклюжего медведя и хитрую лису.

Все более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки. Они узнают произведение по его фрагментам, отличают вокальную и инструментальную музыку, различают их жанры. У детей накапливается запас любимых произведений, их они запоминают, просят повторить. Многие музыкальные произведения несут в себе большой познавательный заряд, вооружают детей новыми сведениями об окружающем.

Музыкальное воспитание осуществляет интенсивное эстетическое развитие дошкольника: формирует навыки правильного, осознанного восприятия различных (посильных для данного возраста) явлений. Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память. Опыт показал, насколько полезно для общего развития детей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки.

С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного. Эта мысль принадлежит выдающемуся советскому педагогу — А. С. Макаренко, который утверждал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. И мы, воспитатели и родители, в силу своих возможностей должны дать ее нашим детям.



Предварительный просмотр:

C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\рамки\рамка2.jpg

ТЕАТР И ДЕТИ.

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. При этом начинающий «актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому именно этот возраст требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания.
           Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр. Это один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения, фантазии. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  

 

            Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, действие театральных, кукольных героев   заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.    Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный      вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Королевская музыкаC:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\рамки\рояль-клавиатуры-рамки-музыкальный-старый-17965314.jpg

для королевского инструмента.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\Портреты\фото моцарт.jpg

Произведения для клавира (рояля) тесно связаны с исполнительской деятельностью Моцарта. Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, тонкостью, одухотворенностью. Его яркий, щедрый талант не был по достоинству оценен современниками.

    Людвиг Бетховен (1770 – 1827)C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\Портреты\Л.Бетховен.jpg

Вся жизнь – борьба! Бетховен был революционером в музыке. Каждая строка его сочинений была неожиданной, потрясающей ум и сердце. В самом расцвете творчества его сразил страшный удар – он оглох… Но он продолжал работать и бороться с судьбой. И вышел победителем! Герой музыки Бетховена – сильный, мужественный и великодушный человек, борец и победитель.

Фредерик Шопен (1810 – 1849)C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\Портреты\шопен.jpg

В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместили сердце Шопена, который жил вдали от любимой Польши. Но сердцем всегда был с ней. Шопена называют «поэтом фортепиано»… В мелодиях его вальсов, мазурок, баллад слышатся отголоски польских народных напевов.C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\Портреты\Ф. Лист.jpg

  Ференц Лист (1811 – 1886)

Венгерский маэстро стал одним из величайших пианистов мира.

Пианист, композитор, дирижер, общественный деятель – он во всем был романтиком. А  рояль его искусством был превращен в инструмент – оркестр.

       C:\Users\lenovo\Documents\Документы\Картинки\Портреты\С.Рахманинов.jpg

Сергей Рахманинов (1873 – 1943)

Имя прославленного русского пианиста – композитора стоит в одном ряду с Ф. Листом и Ф. Шопеном. Многочисленные звукозаписи сохранили для нас неповторимое исполнение замечательных произведений самим автором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл статей о музыкальном воспитании дошкольников

В цикл вошли следующие статьи:- МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА- МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ- ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ- МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ- ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫК...

Статьи по музыкальному воспитанию для родителей "Музыкальная карусель"

В оригинальной форме мини - газеты музыкальный руководитель рассказывает родителям воспитанников БГДОУ  о первых музыкальных опытах ребёнка в семье, о важности и способах приобщения детей к миру ...

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение....

Статья. Роль музыкального воспитания в жизни детей.

Роль музыкального воспитания в жизни детей....

Статья, "Роль музыкального воспитания в детском саду."

Статья. Роль музыкального воспитания в детском саду....

Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Почему и насколько важно обучать музыке самых маленьких детей....