Родительское собрание в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Абалян Аида Владимировна

« Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное  дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Конспект родительского собрания

в подготовительной группе

« Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

C:\Users\1\Desktop\c0711b0d030a7d0f30490f93a15ceea6.jpg

Составил: воспитатель

первой квалификационной категории

Абалян Аида Владимировна.

с. Звериноголовское 2018

Цель: повышение уровня знаний родителей  по формированию элементарных математических представлений посредствам дидактических игр.

Задачи:

1. Познакомить родителей  с нетрадиционными технологиями применения дидактических игр в работе по ФЭМП.                                                                                                                      2. Вооружить родителей практическими навыками проведения математических игр.                               3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\1\Desktop\200073.jpg

Игра — это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире.
Игра — это искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                         (В А. Сухомлинский)

Добрый вечер уважаемые родители. Спасибо что нашли время и пришли к нам на родительское собрание.                                                                                                                                                                         «Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все требования.                                         Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.                                                                                                                                            Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.                                                                          Дидактические игры способствуют:

-Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.                                                                                                                                               - Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.                                                                                                   - Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.                                                                                                                                                            Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.                                                                                                         Проведение дидактических игр включает:                                                                                     1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).                                                                                       2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.                                               3.Показ игровых действий.                                                                                                              4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).                                                                                                                         5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.                             Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.                                                                                                               Виды дидактических игр:                                                                                                                                                    1.Игры с предметами (игрушками).  Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть.                                                                                        2. Настольно - печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                          3. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.                                                                                                                        Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентирование в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами
  • Игры на логическое мышление    

   К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как « Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку», « Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра « Считай, не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как « Задумай число», «Число, как тебя зовут?», « Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.                                                                                                                                     Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник — первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда — середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры « Дни недели», « Назови пропущенное слово», « Круглый год»,         « Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.                                                                                                                                       В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Даша, а сзади — Егор». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамида» и т. д.                                                                

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: « Расскажи про свой узор»,                                                                                                            « Путешествие по комнате», «В какой стороне звенит» и многие другие игры.                                                                                                      В четвертую группу входят игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: « Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа « Лото». Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Танграмм»  можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей, умения работать по образцу и по схеме.  В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления, воображения.

В пятую группу входят игры  на логическое мышление.  В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Продолжи цепочку», «Найди такую же», «подбери пары»  и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. «Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)» «5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)».  Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:  «Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно (глаза.)».  Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: «У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)»  «Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)».                                                                                              При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки. « Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.)». «Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры.)».

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

На базаре ёжик накупил сапожек:

Сапожки по ножке себе,

Поменьше немножко жене,

С пряжками сыну,

С застёжками дочке,

Всё уложил в мешочке.

Так сколько купил ёжик пар сапожек? (4)

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.

- Один в поле не воин.

- Семеро одного не ждут.

- Первый блин всегда комом.

- Второй Родины не бывает.

Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

- Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

- Не суйся, пятница, на перед четверга.

Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:

- Январь – году начало, зиме – середина.                                                                                                      - Ни в марте воды, ни в апреле травы.

В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Ну а теперь уважаемые родители, мы с вами немного поиграем в игры. Перед вами дидактические игры, которые имеются у нас в группе и в которые играют ваши дети.  

Например, игра «Цифровые тучки» цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.

Игра «Танграм», цель игры: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Игра «Математические пазлы», ее цель: составление целого из частей, систематизировать знания чисел от 1 до 10, закреплять навыки счета в пределах 10, развивать память, внимание, логическое мышление.

Игра «Математический планшет». Данная игра направлена на развитие исследовательской деятельности ребёнка, содействие его психосенсорномоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. Это пособие помогает развить мелкую моторику рук, а это тесно связано с развитием речи, пространственное и ассоциативное мышление, воображение, памяти, умение действовать по заданному образцу. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности.                                                           На игровом поле можно конструировать буквы и цифры. «Рисуя» резинкой на планшете – доске, дети сделают много открытий. Пособие помогает объяснить такие геометрические понятия, как отрезок, угол, периметр,  площадь, многоугольники и т.д.

«Блоки Дьенеша». Логические кубики Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомят детей с цветами, формами, размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами информатики. Данная игра  развивает: творческий потенциал, логическое мышление,  мыслительные операции (классификация, сравнение, анализ, обобщение),  познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение),  мелкую моторику. пособие разработано так, что в нем нет ни одного одинакового предмета. Все они различаются по форме, размеру, толщине и цвету.

«Палочки Кюзинера». Палочки Кюизинера представляют собой многофункциональное математическое пособие. С его помощью в игре ребенок учится понимать числовую последовательность, понятия «больше и меньше», «право и лево», «длиннее и короче», «выше и ниже», «между», «через один» и так далее. Набор Кюизенера имеет несколько названий: «цветные числа», «числа в цвете», «цветные линеечки», «цветные палочки». Это методическое пособие направлено на развитие: наглядно-действенного мышления,  познавательной активности,  восприятия,  внимания,  конструкторских способностей,  пространственного ориентирования,  творческого потенциала,  фантазии и воображения,  мелкой моторики. В набор входят четырехгранные палочки, которые отличаются по размерам и цветам. Они примечательны тем, что блоки разной длины имеют свой цвет и числовое значение. То есть, чем больше палочка, тем большую цифру она обозначает.

«Кубики Никитина». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков,  т. е. выполнять уже творческую работу. Кубики Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.

 

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Я надеюсь, что мы с пользой провели это вечер, узнали много интересного и занимательного о дидактических играх. Я уверена, что теперь вы будите уделять много времени своим детям, играя совместно в интересные и умные игры.

Большое Вам спасибо за внимания. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....