Консультация для родителей "Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья"
консультация (старшая группа) по теме

Горева Светлана Александровна

В консультации раскрываются основные аспекты здоровья детей, даны рекомендации о соблюдении здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                Подготовила воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7 «Русалочка» Горева С.А.

Консультация для родителей

«Поощрения и наказания»

Каждый воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения (разумеется при соблюдении чувства меры) в определенных ситуациях, даже наиболее трудных, можно добиться от него послушания,   ответственного отношения к требованиям. Цель поощрений отнюдь не в том, чтобы заставить ребенка поступить хорошо и воздержаться от отрицательного поступка ради награды. Основная задача – научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного.

        Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям. Поощрение – это стимул самоутверждения в положительных поступках, это вера в соответственные возможности.

        Если ребенка не забывают отмечать за примерное поведение (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, самостоятельно оделся, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.), вот тогда он начинает сознавать, что поступил хорошо.

        Мать говорит шестилетнему сыну: «Правильно сделал, не стал настаивать, чтобы тебя отпустили гулять. Сам понял, что уже поздно». Можно надеяться, что в дальнейшем в подобной ситуации, прежде чем настаивать на своем, малыш взвесит, конечно, в меру своих возможностей, стоит ли просить об этом в неурочное время.

        За что следует поощрять детей? Конечно, за послушание, за проявленную заботу, за предупредительность, вежливость, за то, что поступился своим желанием (отказался от любимого лакомства ради заболевшей бабушки и т. п. ).

        Корректируя детское поведение посредством поощрения, следует помнить и о чувстве меры. К сожалению, некоторые родители считают этот педагогический прием (т. е. поощрение) чуть ли ни универсальным средством воспитания. Они, к примеру, то и дело поощряют пятилетнего ребенка за то, что он все съел, что сам умылся и оделся, что убрал свои игрушки.

        Лишь в редких случаях можно применять поощрение в форме подарка. Смысл подарка-поощрения в том, чтобы подкрепить внимание к ребенку,  доброе к нему расположение взрослых.

        Любое воздействие в том числе и поощрение следует применять с учетом особенностей детского характера. Робкого застенчивого малыша полезно подбадривать даже за небольшие усилия.

        Поощрять надо справедливо, по заслугам (никого не выделяя, если в семье несколько детей), разумно, требовательно, не проявляя снисходительности.

        Целесообразно поощрять положительные поступки и перед обществом сверстников. Этим самым достигаются две цели. Первая – придать общественную значимость данному поступку: ребенок, которого стимулируют в присутствии других, чувствует себя обязанным и в дальнейшем сохранять такое поведение. Заслуженная оценка создает в нем стремление стать лучше; вторая – подчеркнуть пример для подражания остальным детям.

        Своеобразное поощрение и возможность трудиться вместе со старшими членами семьи.

        Безусловно, поощрение трудом требует учета возраста ребенка и его интересов, должно всегда приносить чувство удовольствия.

        За примерное поведение можно пообещать ребенку (и, разумеется, выполнить) прогулку за город, в парк, экскурсию в музей, просмотр мультфильма и т. п.

        В семье, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, не так уж часто приходиться прибегать к поощрениям: поведение ребенка не нуждается в «специальных мерах», но во многом определяется общим строем жизни семьи, её устоями и традициями, всей системой воспитания.

        Просто любить детей  может любой родитель . А вот уметь воспитывать их – это великое  дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Сказать ребенку на вопрос его: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство,  и оно требует осторожности. Что получают дети в семье, где они с малых лет являются зрителями ссор и споров, где они видят, нередко, и худшее, ссора матери с отцом? Своего ребенка воспитывать – тоже идти по пути совершенствования себя как личности. Это всегда было и будет трудно. Я. Корчак писал: «Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается… Обнажать бесстыдно можно лишь ребенка».

        Совсем недавно одна молодая мама рассказала, что её маленький сын – первоклассник впервые обманул её сознательно. Он скрыл от неё, что не ходил в школу. А сказать матери об этом побоялся, так как узнает об этом поступке отец, который наказывал ремнем. Мать мальчика рассказала, что  «ременную педагогику» стали применять, когда ребенок был еще дошкольником, ремень прописывался в качестве лекарства, и в качестве наказания, а также в качестве профилактики – пусть помнит. Отец бьет мальчика, а мать молчит, чтобы помнил, боялся, слушался, повиновался. Ребенок беззащитен против двух взрослых, он привык подчиняться физической силе, а потом привыкает не считаться с разумными предложениями родителей. Желая избежать наказания, дети начинают лгать, из-за страха наказания сами воспитываются трусливыми, а когда подрастут, то будут злобными, подчиняться силе уже не будут  и слушать родителей тоже не будут, а при случае сами обижать будут братьев меньших. Родители должны это помнить и физические наказания категорически исключить. Если мы хотим воспитывать детей хорошими, то надо быть очень строгим к себе, к своим поступкам, т. к. противоречивые требования подрывают авторитет взрослых в глазах детей. В результате этого дети не будет считаться ни с мнением отца, ни с указаниями матери. Ну, а как же быть, если ребенка все же следует наказать за плохое поведение, а одними увещеваниями обойтись нельзя? Надо помнить одно: наказание, каким бы оно ни было, должно быть справедливым, не должно унижать достоинства ребенка, не должно быть жестоким. Расшумелся, расшалился – усадите его на стул и строго скажите, что нельзя вставать со стула, пока Вы ему сами не разрешите. Это уже будет для него достаточным наказанием. Можно лишить ребенка любимого удовольствия посещения кино, не купить мороженое, не разрешить смотреть сказку… Иногда путь запрещения кажется родителям единственно возможным в воспитании детей и очень заманчивым. Сказал «не бери», - значит не должен брать, сказал «Не ходи», - значит не должен  ходить – все так просто и понятно. Не послушался – наказание. Но разве не ясно, что, когда кары громоздятся одна на другую, они теряют воспитательный эффект. Окрики, одергивания, слово «нельзя» употребляется бессчетное количеств раз. От таких запретов и опеки многие дети становятся беспомощными,  несамостоятельными. Из неуверенности ребенка в своих силах развивается робость, стеснительность, недоверчивость. Понять состояние ребенка прежде чем наказать, вот задача доброго родителя и мудрого воспитателя. И родители часто недооценивают силу простого человеческого слова. В качестве наказания в раннем детстве может быть сердитый взгляд, выговор, в качестве поощрения – похвала, шутка, поцелуй, сказка.. Нужны ли частые наказания? Нет! Частые наказания могут создать в семье очень тяжелый тон враждебности, недоброжелательности. Самое худшее,  самое неправильное в деле воспитания – пустая угроза наказания. Решили наказать ребенка – накажите, но пока дети малы, лучше избегать этого. Лучше обратите незначительную его  провинность в шутку, найдите в случившемся смешную сторону, посмейтесь немного вместе с малышом и он  охотно исправит то, что сделал плохо. Когда ребенок вырастет, его легче будет воспитывать, т. к. в нем разовьется особая чуткость к вашим словам, вдумчивое отношение к своим поступкам.

        Верша правосудие с позиции взрослого человека, надо помнить:

  • Всякое наказание должно быть соразмерно вине ребенка.
  • Наказание должно быть не нормой, а исключением и должно уничтожить конфликт, а не стать началом в цепи новых наказаний. Ребенок должен знать, что в вашей семье «можно» и что «нельзя».
  • Наказание не должно оскорблять человеческое достоинство ребенка
  • Наказание должно быть строго индивидуально, исходить из индивидуальных качеств ребенка.
  • Наказав ребенка однажды, забыть о проступке назавтра и не напоминать об этом постоянно.
  • Не пугать ребенка Бабой Ягой, милиционером…
  • Не всегда следует наказывать сразу после проступка. Серьезный разговор с ребенком наедине – сильное средство воздействия на него. Главная цель разговора – добиться понимания претензий взрослого, осознание вины.


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7 «Русалочка» Горева С.А.

Консультация для родителей

«Предупреждение детской нервности»

Детская нервность – временное болезненное состояние, временное нарушение высшей нервной деятельности. Характеризуется она прежде всего повышенной утомляемостью. Этим  и определяются особенности состояния ребенка. Нервные дети очень возбудимы, капризны. Они очень обидчивы, поэтому у них часто возникают конфликты с товарищами и взрослыми. Вспышки раздражения часто заканчиваются слезами. Эти дети, не переносят резкие звуки и запахи, температурные колебания (очень зябнут на улице зимой, в помещении им быстро становится жарко).

Работоспособность нервных детей неравномерная. Они быстро утомляются, делаются вялыми или раздражительными, плаксивыми. Несмотря на хорошее умственное развитие, нередко плохо учатся в школе из-за рассеянности, умения сосредоточиться, из-за неусидчивости, неорганизованности. При неудачах в работе интерес к ней быстро падает, малыш бросает занятия, иногда при этом раздражается и плачет. Поведение у нервных детей бывает различным. Одни очень пассивные, вялые, нерешительные, боязливые, с трудом привыкают к новой обстановке. Другие – повышенно возбудимы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямы, непослушны, грубы.  Переживания у этих детей проявляются не столько в плохом настроении, сколько в нарушениях поведения, в двигательном беспокойстве и грубых шалостях. У нервного ребенка легко меняется настроение. Он то чрезмерно весел и шумен, то становится подавленным, грустным, хмурым. У некоторых детей пониженное настроение сопровождается боязливостью, пугливостью. Для нервного ребенка особенно характерны различные страхи и опасения, повышенная впечатлительность: он боится темноты, одиночества, вида крови. У нервных детей часто расстроен сон: они плохо засыпают, спят беспокойно, со сновидениями, нередко из-за этого просыпаются с плачем и криком. Такой сон, разумеется, не приносит отдых нервной системе: утром ребенок встает вялый и капризный. У некоторых детей можно наблюдать ненужные часто повторяющиеся движения рукой, подергивание головой или плечами. Эти  движения, ставшие привычкой, врачи называют тиком. У многих нервных детей возникают также различные нарушения в деятельности внутренних органов. У детей младшего возраста чаще всего расстраивается работа кишечника (запор или поднос), появляются срыгивания, привычная рвота, ухудшается аппетит. Нередко наблюдается ночное, а иногда дневное недержание мочи. Дети старшего возраста жалуются на боли в области сердца, сердцебиение.

На появление детской нервности влияют – перенесенные заболевания, тяжелые переживания. Детские инфекционные заболевания (такие, как корь, скарлатина, свинка, коклюш и др.), длительные и хронические заболевания ( ангины), травмы головы ослабляют нервную систему ребенка. На нервную систему ребенка отражаются и длительно травмирующие психику переживания: нездоровая обстановка в семье, длительная болезнь близких. Очень часто причиной, вызывающей нервность являются различные ошибки воспитания. Нельзя, например, ограничивать самостоятельность ребенка, отстранять его от посильных для него обязанностей. Чрезмерно строгое воспитание также неблагоприятно отражается  на ребенке: он растет «забитым», нервным, а иногда грубым, раздражительным. Всегда надо спокойно объяснить ребенку, чем вызваны те или иные требования, но не упрашивать его. При стойком проявлении признаков нервности необходимо обратиться к детскому врачу психоневрологу.

 



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей и родителей

  1. При подготовке ребенка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень).
  2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
  3. Ранее  начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.
  4. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, так как это соответствует возрастному этапу их развития.
  5. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.
  6. При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
  7. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
  8. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого рациональнологического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  9. Лень ребенка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребенком.
  10. Сделайте своей главной заповедью – не навреди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей «Помогите ребёнку укрепить здоровье».

О проблеме и способах сохранения , укрепления здоровья детей дошкольного возраста....

консультация «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» Ход консультации:

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет ...

Консультация Бережём здоровье с детства 10 заповедей здоровья

Консультация Бережём здоровье с детства 10 заповедей здоровья...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...

Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» 10 заповедей здоровой жизни:

Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем....

Консультация Бережём здоровье с детства 10 заповедей здоровья

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23193397","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

«Бережём здоровье с детства,10 заповедей здоровья»

Бережем здоровье с детства , 10 заповедей здоровья...