Буклет для родителей "Учимся читать"
консультация на тему

Левченко Гульсара Алтымбаевна

      У современных родителей задача трудная. Еще каких – то 15 -20 лет назад учителя начальных классов требовали, чтобы мамы и папы не вмешивались в процесс обучения чтению. В современных школах ситуация изменилась. Теперь, чтобы поступить в «хороший»  класс, необходимо уметь читать. Да и многие специалисты рекомендуют учить читать с четырех – пяти лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

     «Вы уже читаете? Нет? А буквы знаете? И мы знаем, а вот читать не получается….» Приходилось вам слышать подобное от родителей, бабушек и дедушек дошкольников?  Думается приходилось.

      У современных родителей задача трудная. Еще каких – то 15 -20 лет назад учителя начальных классов требовали, чтобы мамы и папы не вмешивались в процесс обучения чтению. В современных школах ситуация изменилась. Теперь, чтобы поступить в «хороший»  класс, необходимо уметь читать. Да и многие специалисты рекомендуют учить читать с четырех – пяти лет.

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Если ребенок, умея читать, делает это очень медленно, пропускает и заменяет буквы, искажает слова, проглатывает окончания и с трудом понимает смысл, надо бить тревогу. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который установит причины нарушений и поможет их скорректировать. Но лучше предупредить эти проблемы заранее.

Навык чтения включает в себя техническую сторону - скорость, способ чтения, его правильность, и смысловую сторону - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.

Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и  слов.

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звукослоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

  1. нарушения артикуляции;
  2. малое поле зрения;
  3. низкий уровень развития внимания и памяти;
  4. недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
  5. нарушения пространственных представлений у малыша.

С помощью упражнений, дидактических игр направленных на устранение причин,  можно помочь ребенку успешно овладеть чтением и предупредить различные нарушения.

Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать интерес. И тогда у ребенка появится желание действовать вместе и добиваться положительных результатов!