Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

Артемьева Марина Валерьевна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_v_razvitii_sensornyh_sposobnostey.docx369.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение игры в развитии сенсорных способностей

младших дошкольников»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К таким играм можно отнести следующие:

* игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

* игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

* игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

* игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, но нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Детям важна сенсорная гимнастика. Нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать. Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Такие игры по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему. Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Можно предложить детям упражнение «Соедини картинку».

Дидактической задачей этого упражнения является развитие мышления, зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов. Материалом служат силуэты чайников, игрушек, машин и др. из картона, разрезанные на части. Ребенку предлагается помочь Незнайке собрать картинки из частей. Малыш выбирает из стоящей на столе коробки нужные части и собирает картинку.

 

Сенсорное развитие игра

Сенсорное развитие игра

Сенсорное развитие игра

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду

и в школе.

           https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1240/00066757-ac699f0e/1/img10.jpg