Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме

Токарева Анжела Дмитриевна

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических процессов.

Старшие дошкольники характеризуются достаточно высоким уровнем развития речи: владеют большим словарным запасом, строят простые и сложные предложения, замечают речевые ошибки, контролируют речь.

Для появления образной речи ребенку необходимо овладеть художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Также старший  дошкольник, по мнению В.И. Логиновой,  Л.Б. Береговой, способен овладеть умением   не только выделять выразительное, образное слово, но и осознавать его роль в тексте.

Также для старшего дошкольного возраста характерно свободное владение интонационной выразительностью: воспроизведение  текста с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями,  речевых построениях используются все части речи, происходит активное словотворчество, создание неологизмов.

В возрасте 5-6 лет дети предпринемают первые попытки свободного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

Как показано в исследованиях  С.Л. Рубинштейна старшие дошкольники способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы.

Толкование  процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний с психолгической точки зрения  дано в исследовании О.М. Дьяченко,  раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.

Как уже отмечалось выше, произведения художетсвенной литературы представляют собой кладовую развития и совершенствования образности речи, которая не только совершенствует детей в воспритятии художественных словесных образов, но и  стимулирует дошкольников в словотворчестве и использовании придуманного  в собственном сочинительстве.  

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.