Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей  дошкольного возраста.

             «Если ребенок молчит,

                                                                 покажите ему картинку,

             и он заговорит».

                                                                                                    Ушинский К. Д.

        Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Чем же отличается мнемотехника от других технологий?

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
  • Здоровьесбережением  реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
  • Универсальностью -  может использоваться любым педагогом и родителями.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.  

        Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок. 

Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.  Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

     3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

     4. Развитие мелкой моторики

 Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в

играх:

     1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

     2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

     3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

     4. Найти лишнюю картинку.

     5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

     6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).

     7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо менемотаблиц   можно  использовать  наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.

Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо.  Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

    Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей  значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...

Консультация "Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников"

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошколь...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...