Консультация для педагогов. Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
материал по коррекционной педагогике

Фролова Евгения Денисовна

Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.

Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и логопеду. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей логопатов, мы используем на занятиях элементы песочной терапии.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Игры с песком способствуют:

развитию артикуляции;

развитию речевого дыхания;

развитию мелкой моторики рук;

- автоматизации звуков в речи;

- расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха и восприятия;

развитию лексико-грамматических представлений;

развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Занимательные игры и упражнения с песком в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Работа по развитию связной речи у детей предполагает 3 этапа:

1 этап:

Знакомство с песком.

Цели:

• пробуждение интереса к занятиям с песком;

• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

2 этап:

Учимся работать с песком.

Цели:

• развитие познавательных процессов;

• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

На этом этапе ребёнок учится ориентироваться в пространстве песочницы, учится  контролировать свои движения.

3 этап:

Развитие связной речи.

Цели:

• автоматизация звуков в речи;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• коррекция лексико-грамматических нарушений речи;

• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию

• проговаривание действий с песком

Примеры игр используемых на этом этапе.

Работа с песочным коробом:

 «Подбери слово» - ребёнок в песке находит на ощупь игрушку и по заданию подбирает к ней слова. ( Какая она? – подбор прилагательных. Что с ней можно делать? Если игрушка олицетворяет какое либо живое существо ( животное ), то можно подбирать слова действия – сидит, охотится и т.д.

 «Секрет» — отыскав в песке игрушку, с закрытыми глазами, скажи, какая она ( описание игрушки );

«Загадки» — опиши игрушку, спрятанную в песке не называя ее;

Работа с песочным столом:

Для развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

«Дорисуй и составь предложение»;

Совместно с детьми создаем сюжетную композицию из песка.

Для составления творческих рассказов детям предлагаются игры

«Что случилось»

«Продолжи рассказ»

«Придумай историю»

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи, но и позволяет построить партнерские и доверительные отношения, наладить эмоциональный контакт. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....

Консультация для педагогов "«Театрализованные игры – как средство развития связной речи»

В материале представлено влияние театрализованной игры на развитие речи, виды театрализованных игр и соответствие их возрастам....

Программа самообразования по теме "Элементы песочной анимации как средство развития связной речи у дошкольников с ОНР"

Актуальность темы:        Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излага...

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Консультация для педагогов  «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников»....