Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».
консультация по психологии

Петраш Светлана Игоревна

Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».

Подготовил: педагог-психолог

МДОУ «ЦРР – детский сад №165»

Петраш С.И.

Цель:  познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками.

В настоящее время большая часть дошкольников дают неадекватную реакцию на многие вещи, игнорируют чувства других людей, не умеют сопереживать.    

Педагоги и родители все чаще сталкиваются с плаксивостью, раздражительностью, тревогой.

При решении детских проблем эмоционального характера одним из наиболее популярных методов психологической помощи является песочная терапия.

Песочная терапия   - один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Принцип «песочной терапии» предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии. «Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал К.Г.Юнг.

 В нашей стране большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М., и др.

Метод песочной терапии полезен для тревожных и мнительных детей, способствует снятию агрессии, повышает уверенность в себе у детей с проблемами в общении. Этот метод дает хорошие результаты при работе  с детьми  с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, детьми пережившими стрессовые ситуации.

Песочная терапия, несмотря на кажущуюся простоту и вседоступность, имеет противопоказания:

• эпилепсия;

• легочные заболевания;

• сыпь, аллергия;

• гиперактивность;

• порезы на руках.

Психолог обязательно учитывает противопоказания, так что самостоятельно определять, может ли ребенок заниматься песочной терапией можно, если вы уверены, что ребенок полностью здоров.

Основные принципы игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено.
  2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и.т.д.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

      Что нужно для игры в песок?

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик. (50_70_8 сантиметров).
  2. Чистый, просеянный песок.
  3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи

-здания

-машины

-растения

-постройки

-естественные предметы:ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

-символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и пр.

-сказочные герои:добрые и злые

-живая зелень

В работе с детьми применяются такие методы песочной терапии как:

  1. Игры  на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Песок дает возможность для выражения самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы

Это следующие упражнения: «Чувствительные ладошки», «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке», «Рисунки на песке», «Моя страна», «Мой мир» и др.

 2. Методы психокоррекционного воздействия - используются при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений, в качестве профилактического, развивающего средства. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ. У таких детей, наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля, суетливость, частая смена настроения, чувство страха.

Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком.

1. упражнение «Хаос» - ребенку предлагается взять те игрушки, которые вызывают у него страх тревогу, испуг. Он беспорядочно расставляет фигурки в песочнице, закапывает, прячет в углах песочницы, посыпает песком;

2. упражнение «Борьба» - ребенку предлагается выставить фигурку «Зла» (или делается шар из песка). Предлагается побороть «злодея», «обидчика» В песочнице идет противоборство - на песок переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды;

3. упражнение «Разрешение конфликта» - ребенку предлагается помирить всех героев и поместить их на острове «Добра», «Радости». Когда на песке появляются благополучные картины: мир, покой, дружба, тогда коррекция заканчивается и ребенок возвращается к естественным занятиям.

Список литературы.

  1. Епачинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/О.Ю. Епачинцева. – СПб.:Детство-Пресс, 2011.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:Речь, 2015.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  4. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М.В. Кисилева.- СПб.:Речь, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Консультация для педагогов: «Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общен...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, всё большее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных...