Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) по теме

Березина Елена Игоревна

Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем. Установлено влияние на агрессивность и уровня семейной гармонии или дисгармонии, сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка. Дети, у которых в семье разлад, чьи родители холодны, более склонны к агрессивному поведению. При изучении агрессивности в дошкольном возрасте было выявлено, что проявление агрессивных реакций характерно больше для мальчиков, cвязано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, а мальчики к агрессии относятся более благосклонно. Почти всем детям присуща определенная агрессивность, она подвергает тяжелому испытанию терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Крайне редко удается освободить ребенка от его агрессивности так как она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, например, в дальнейшем агрессивность может проявиться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Поэтому очень важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам .

Так же причинами проявления агрессии могут быть и нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, на примере взаимоотношений в семье он обучается поведению и формам отношений . Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми , уровень семейной гармонии или дисгармонии , характер отношений с родными братьями и сестрами, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье, а также влиять на его отношения с окружающими в последующие годы.

Следует так же отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей, она является составляющей

семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности- один или оба родителя живут с ребенком и каков характер отношений между ними.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, дети чувствуют , что их считают никуда не годными , не ощущают родительской поддержки , они будут ополчаться на других детей , сверстники будут отзываться о них как об агрессивных .

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, как и недостаточный контроль и присмотр за детьми . Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний , применявшихся к детям , когда им было 5-6 лет связана с агрессивностью их поведения в 18-летнем возрасте .

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания.

Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.

В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.

Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка.

Так родители , в ответ на агрессивное поведение ребенка , могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему, с другой стороны , ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым , потому что мать его игнорирует , а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно , чтобы суметь отстоять свои интересы. Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности, как черты личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_berezina-2.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Влияние семьи на становление агрессивного поведения  является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем.   Установлено влияние на агрессивность и уровня семейной гармонии или дисгармонии,  сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка. Дети, у которых в семье  разлад, чьи родители  холодны, более склонны к агрессивному поведению. При изучении агрессивности в дошкольном возрасте было выявлено, что проявление агрессивных реакций  характерно больше для мальчиков, cвязано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, а мальчики к агрессии относятся более благосклонно. Почти всем детям присуща определенная агрессивность, она подвергает тяжелому испытанию терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком.    Крайне редко удается освободить ребенка от его агрессивности так как она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, например, в дальнейшем агрессивность может проявиться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Поэтому очень важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам .

Так же причинами проявления агрессии могут быть и нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений.

    Именно в  семье ребенок проходит первичную социализацию, на примере взаимоотношений в семье он обучается поведению и формам отношений . Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми , уровень семейной гармонии или дисгармонии , характер отношений с родными братьями и сестрами, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье, а также влиять на его отношения с окружающими в последующие годы.

Следует так же отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей, она является составляющей семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности- один или оба родителя живут с ребенком и каков характер отношений между ними.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей  плохие отношения с одним или обоими родителями,  дети чувствуют , что их считают никуда не годными , не ощущают родительской поддержки , они будут ополчаться на других детей , сверстники будут отзываться о них как об агрессивных .

    Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, как и недостаточный контроль и присмотр за детьми . Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний , применявшихся к детям , когда им было 5-6 лет связана с агрессивностью их поведения в 18-летнем возрасте .

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания.

Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.

В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

      Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.

   Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка.

    Так родители , в ответ на агрессивное поведение ребенка , могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему, с другой стороны , ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым , потому что мать его игнорирует , а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно , чтобы суметь отстоять свои интересы. Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности, как черты личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что такое агрессия, о видах агрессии, причинах возникновения и даются рекомендации родителям....