Как помочь ребенку развивать память
консультация (подготовительная группа) на тему

Волчек Галина Францевна

В статье даются рекомендации по развитию разных видов памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Как помочь ребенку развивать память.

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.                                                        

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

 Существует память произвольная и непроизвольная.  При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Чем интереснее для ребенка будут организованы занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.    

 Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла. В обычной жизни это называется «зазубрил». При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.                                        

Существует несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, долговременная память, оперативная память, 

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.                                                                                            

                     Что же считается хорошей или плохой памятью?                                                                      

Прежде всего в понятие хорошей памяти входит объем запомненной информации,  быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Таким образом, непосредственная или механическая память характеризуется объемом запомненного материала, скоростью его точного, безошибочного запоминания и длительностью хранения.

                           Приемы, помогающие запоминанию:

  • Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать и при прочтении фраз.  Ребенок сам выбирает, что помогло ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
  • Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание  на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

                                     

       Зрительную память детей хорошо развивает игра «Найди сам».                               

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).                                  

                 Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, он сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

                 Слуховую память развивает игра «Чудесные слова».                                       Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу (должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака). Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошкольника вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Дополнительные игры                                                                                                       Игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.                                                           Игра  «Кто знает больше». Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Необходимо успеть назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!      

                   Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Развиваем память ребенка"

Пособие направлено на развитие памяти, внимания у детей старшего дошкольного возраста...

«Как помочь ребенку развивать руку».

В данной статье рассказывается об особенностях и важности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Описаны основные направления по формированию мелкой моторики: использование пальчик...

"Как помочь ребенку развить память и интеллект"

quot;Какому родителю не хочется, чтобы ребенок хорошо учился в школе. Так что же делать? В первую очередь научить их пользоваться резервами собственнрой памяти." В статье содержатся рекомендации...

Тема: «Как помочь ребенку, развивать речь используя пальчиковые игры»

Тема: «Как помочь ребенку, развивать речь используя пальчиковые игры»Консультация для родителейПодготовила воспитатель: Тыршина Лариса Петровна Для детей дошкольного возраста играет в...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку развивать самостоятельность"

Консультация для родителей "Как помочь ребенку развивать самостоятельность"...

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ОВЗ улучшить память?»

Подбор приемов и советы родителям детей с ОВЗ по улучшению памяти ребенка....