Обученность и умственное развитие
консультация (подготовительная группа) на тему

Волчек Галина Францевна

В статье рассматривается понятие обученности и умственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchennost.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Обученность и умственное развитие.

Важно: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное развитие - это некий умственный

потенциал, способность ребенка к самодвижению, к    

самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!                                      

Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.                                           

       Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических                      функций, обеспечивающих обучаемость.                                                                                                              

А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.                                                                                                                                

Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.                                                                                                                        

И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.                                                                                                                                                    

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Самостоятельность  ребенка формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.

Основными критериями формирования самостоятельности являются:

- наличие цели и плана,

- осознанность,

- самоконтроль,

- потребность в помощи.

А также объем базового опыта ребенка, который можно оценить с помощью некоторых вопросов:                                                                                                                                                            

Оценка базового опыта ребенка.                                                                                                                  

- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?                                            

- Был ли он в библиотеке?                                                                                                                                                

- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?                                            

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?                                                                  

Оценка развития познания.                                                                                                                                  

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?                                    

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи,        

которые могут катиться, и которые не могут?                                                                                                    

- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?                            

- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?                                                    

Самостоятельность – важное качество личности, являющееся фундаментом для успешного умственного развития ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей самоанализу – важный этап умственного развития

Один из компонентов личностной готовности детей к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в частности в изменении его самооценки. Оценивая себя, ребёнок сопоставляет, сравнивает...

Развитие речи - как условие умственного развития дошкольника.

Хорошо развитая речь ребенка - дошкольника - это залог успешного обучения и развития в школе....

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...

Кучукбаева А.Л. "Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе"

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе. На современном этапе проблемы сенсомоторного разви...

«Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе»

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе.На современном этапе проблемы сенсомоторного развития до...

Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников.

Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников....