Главные вкладки

    Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Гнездилова Татьяна Васильевна

    Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktikum_dlya_roditeley.docx276.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

    Форма проведения: практикум.

    Участники: родители детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Показать значимость развития мелкой моторики для формирования правильного звукопроизношения

    2. Вовлекать родителей в процесс формирования ЗКР детей через игру.

    3.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

    Материал и оборудование: пальчиковый театр; картотека игр для развития речи детей дома; шарики, свечи для проведения артикуляционной гимнастики;); фасоль, боб, горох, счётные палочки;  памятки с описанием игр.

    Ход мероприятия

    Педагог напоминает тему практикума. Озвучивает проблему, о том, что не все родители знают, какие приёмы  использовать для формирования у ребёнка звуковой культуры речи..

    Наша общая  задача – формирование звуковой культуры речи у детей, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте.

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
    Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

    Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.

    Самомассаж.

    Самомассажем  вполне может заниматься ребёнок с 3-4 лет. Конечно, взрослый должен обучить, показать все приёмы, сопровождать все движения короткими стихотворениями. Весёлые недлинные стихи  и даже небольшие сказки помогут не только привлечь внимание малыша,  но и развить чувство ритма, темп  и интонационную окрашенность речи, силу и высоту голоса. Очень полезно для развития речи ребёнка многократное повторение слов в играх.

            Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

          Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.

     При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

    • Поглаживание -  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх
    • Похлопывание, игра «Комары и мошки»

    Комары и мошки, тоненькие ножки,

    Пляшут на дорожке                             («шагают» пальцами по столу)

               Ручками хлоп-хлоп (2 раза)               (хлопают в ладоши)

               Близко ночь -  улетели прочь            (машут ладонями как крыльями)

    • Пощипывание, игра «Гусаки»

    Идут леском гусак за гусаком.

              Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание боковых поверхнос-

                                                                         тей ладоней и кончиков пальцев)

     

    • Надавливание, игра «Капельки»

    Капля раз, капля два,

    Очень медленно сперва.

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом! (Надавливаем пальцами на ладонь и тыльную

                                                  сторону кистей рук)

    • Сгибание, разгибание пальчиков, игра «Сильные пальчики»

    Сильно руки мы сожмём,

     Наши пальцы напряжём.

     Чтобы пальцы никогда

     Не боялись  бы труда!         (Крепко  и ритмично сгибать и разгибать

                                                     Пальцы рук)

    Можно использовать следующие  упражнения:

    • Прокатывание между ладонями рук  ореха или шарика, крупной бусины

    Шарик наш не отдыхает,

    По ладошке он гуляет,              (катание шарика по ладошке в

    Вперёд - назад его качу,            разном направлении)

    Вправо- влево я верчу. 

    • Прокатывание между ладонями рук    шестигранного карандаша,  массажных мячиков различных размеров (в зависимости от размера ладоней ребёнка) и жёсткости.

    Этот мячик не простой,

    Он колючий и цветной,

    Меж ладошками кладём    (катание шарика между      ладошками 

              Им ладошки разотрём.               вверх и вниз)

               Вверх и вниз его катаем,

               Наши ручки развиваем! 

    • Скатывание воображаемого шарика, палочек, как при лепке из пластилина

    Шариком мы круг скатаем,   (катаем шарик между ладоней)

               По руке его гоняем.

               Им погладим мы ладошку.      (смена рук) 

               Будто бы сметаем крошку…

     

         

    • Сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

    Дружно пальчики сгибаем,

    Крепко кулаки сжимаем, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают

                                                  пальцы, как можно сильнее)

    Раз,два, три, четыре, пять- ( затем расслабляют пальцы и разжимают)

               Начинаем разжимать….

     Используя стихотворные формы при самомассаже и массаже рук, можно достичь наибольшего обучающего эффекта.  

    Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя:

    -Самомассаж тыльной стороны кистей рук – проводится от кончиков пальцев по направлению к запястью руки.

    -Самомассаж ладоней.

    -Самомассаж пальцев рук.

    Пальчиковые игры:

    Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому

    Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем.

    Указательный и средний,
    Безымянный и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался об порог.

    Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу.

    Вместе пальчики-друзья,
    Друг без друга им нельзя.

    Сжимаем и разжимаем кулачки.


    Также можно изготовить специальные пальчиковые куклы, предложить детям придумать сказку и поиграть в неё: герои ходят по дорожкам (детские пальчики), попадают в разные приключения и т. д.


    Сопряжённаягимнастика

    Сопряжённаягимнастика - этоинновационнаятехнологияпоразвитиюречичерезупражнениядляодновременнойработыпальцев и языка.Всеупражненияобъединеныпростымсюжетом, что и позволяетназватьихтеатромпальчиков и языка.

    «Наскамейке у окошка

    Улеглась и дремлеткошка».

    Руки - соединитьбольшойпалец с безымянным и среднимпальцами, вытянутьвверхмизинец и указательныйпалец.

    Язык - улыбнуться, открытьрот, кончикомязыкаупереться в нижниерезцы.

    «Кошкаглазкизакрывает,

    Кошкаспинкувыгибает».

    Рукисоединить в щепотку, опуститьвниз.

    Язык – выгнуть «горкой», упираяськончикомязыка в нижниерезцы.

    .

    Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

    - нанизывание колец на тесьму;

    - работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

    - сортировка монет;

    - перебор крупы;

    - работа со спичками;

    - работа с бумагой;

    - лепка (глины, пластилин, тесто);

    - шнуровка на специальных рамках, ботинок;

    - завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

    - игры с песком, водой;

    - наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

    - закручивание шурупов, гаек;

    - игры с конструктором, кубиками;

    - рисование в воздухе;

    - рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

    Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно

    Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

    Камешки Марблс

    Камешки используются как для отдельных игр (продолжение логических рядов, составление узоров, дорожек, математические игры, сенсорные игры, так и как элементы НОД (конструктивные игры) различной тематики (осень, лето, цветы, эмоции, насекомые, морские животные и так далее).


    Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
    В качестве примера я вам покажу игру
    «Едем, едем…»

    Едем, едем к бабе с дедом
    На лошадке, в красной шапке
    В дырявых лапоточках,
    По рытвинам, по кочкам,
    В ямку, в канавку бух!

    Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.


    Артикуляционная гимнастика

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

    2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

    1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

    2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    3.Покажите правильное выполнение упражнения.

    4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

    5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

    Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

    В домике этом красные двери,

    Рядом с дверями белые звери.

    Любят зверюшки конфеты и плюшки.

    Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

    Игры на развитие речевого дыхания.

    Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка.

    Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

    «Воздушный футбол»

    Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

    Обратите внимание!

    Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

    Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    «Свеча»

    Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

    Чистоговорки.
    В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
    Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
    Та – та – та — …
    Ку – ку – ку — ..
    Бы – бы – бы — …

    Подведение итогов.

    Педагог рассказывает о значимости  игр и упражнений для развития звуковой культуры речи  у дошкольников. Дать родителям памятки (брошюры) с описанием различных игр для развития ЗКР, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.

    Благодарит родителей за активное участие в практикуме.

    А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

    В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...

    Практические упражнения для развития звуковой культуре речи для родителей.

    Актуальность   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и воспри...

    Практические упражнения для развития звуковой культуре речи для родителей.

    Актуальность   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и воспри...

    Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

    Игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи детей с ОИН....

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

    Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...