Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»
материал по развитию речи (средняя группа)

Трескина Ксения Александровна

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_zkr.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей среднего дошкольного возраста, воспитатели, логопед

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вовлекать родителей в процесс формирования ЗКР детей через игру.

2.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

3.Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики.

4.Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.

5.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

6. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

7.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово педагога:

Педагог: Тема нашей с Вами встречи «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи».

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше. В нашей группе они тоже есть…….  и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения.

Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Поэтому, одной из годовых задач нашего ДОУ на 2019-2020 год является Развитие звуковой культуры речи.

2. Успешное развитие звуковой культуры ребенка на конец обучения по основной общеобразовательной программе для 4-5 летних детей.

Ребенок к концу года должен уметь:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

-различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие;

-делить слова на слоги;

-дифференцировать твердые  и мягкие согласные, называть их изолированно;

-определять и называть первый звук в слове;

-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание

3. Информирование родителей об организации работы по развитию ЗКР в группе.

Сегодня мы расскажем о том, как мы организуем работу по развитию ЗКР детей в группе и дадим вам рекомендации, как можно развивать ЗКР ребенка дома.

Демонстрируется слайдовая презентация с фото и видео детей и осуществляется комментирование:

«Работа по развитию ЗКР детей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности, в игровой деятельности, в художественно-продуктивной деятельности, в театрализованной деятельности.

      Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

3.1 Артикуляционная гимнастика. 

 Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Воспитатель проводит с родителями воспитанников несколько артикуляционных упражнений. Рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. («Улыбочка», «Бегемот», «слон», «Змея», «лошадка», «расческа», «часики», «шарик».

Педагог: Чтобы детям интереснее было выполнять артикуляционную гимнастику, мы используем сказки, стихи.  

 Демонстрация видео с артикуляционной гимнастикой у детей «В гостях у бабушки с дедушкой»

Предлагаем вам  занимательную артикуляционную гимнастику в контексте сказки «Зоопарк», которую вы можете проводить с ребенком дома. (проводим с родителями)

«Зоопарк»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 

3.2 Развитие речевого дыхания.

Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? (привожу пример на стихах).

Мы развиваем речевое дыхание детей как во время занятий, так и в игровой деятельности. Для этого используем специальные игровые упражнения. Наша задача: вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, вертушки и пр.)

Демонстрация видео

Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.

1.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).

3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Предлагаем вам поиграть и потренироваться в выполнении упражнений, для того, чтобы в дальнейшем вы могли использовать упражнения дома. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

         Проводим несколько упражнений с атрибутами:

  • Подуем на снежинки
  • Забей мяч в ворота
  • Сдуй перо
  • Плыви кораблик
  • Гусеница

(Предложить для ознакомления консультацию «Правильное дыхание- правильная речь»)

3.3. Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. При несформированности речевого звукоразличия ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (лак-рак, шапка-сапка).

Развитие фонематического слуха в ДОУ

  1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки (примеры)-

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком Ш, положите фишку перед собой…….

3. Развитие фонематической функции в игровой деятельности

Игра «Кто внимательней»

Дети становятся в круг. Водящий сообщает условия игры: Если вы услышали в слове звук «Ж» - хлопаете в ладоши. Если услышали звук «З» - топаете ногами. Водящий произносит слова со звуками З и Ж.

Для автоматизации звуков предлагаем вам играть с детьми в такие игры:

Примеры:

Автоматизация звука Ш

Игра «Лес шумит». Скажите ребенку, что звук Ш похож на шелест листьев. Встаньте, подняв руки вверх, покачивайте ими из стороны в сторону – «как деревья ветками на ветру» – и произносите звук Ш.

Звук Ш можно услышать, когда из шарика или шины выходит воздух.

Игра «Угадай, что это». Произнесите звук С или Ш, а ребенок пусть отгадает, что это: накачивают шину насосом (С) или из шины выходит воздух (Ш). Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадывайте.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ша, шо, шу, ши. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки: ша—са; ша—ша—са; со—шо; су—су—шу; шу—су; шо—со—шо

Разучите звукоподражания: кис-кис (позови кошку) и кыш-кыш (прогони кошку).

Игра «Что я делаю». Произнесите одно из звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает – позвали вы или прогнали кошку.

Игра «Добавь словечко». Я иду, и ты … (идешь). Я беру, и ты … (берешь). Я пою, и ты … (поешь). Я несу, и ты …(несешь).

Скажите ребенку такие фразы:

На доме крыша. В подвале крыса. Папа сказал сыну: «Иди накачай шину».

Затем попросите ребенка подсказать нужное слово.

Повторите те же фразы, пропуская слова:

На доме … В подвале …

Папа сказал …: «Иди накачай ...

              Игра «Улитка»

Ребенку дается картинка с изображением улитки или спирали. В центре картинка либо предмет–  символов звука. (например: С. – воздушный шар, З. – комар, Ш. – змея, Ж. – жук, Р. – тигр.)  Ребенок должен добраться до центра по спирали, произнося звук, соответствующий картинки – символу.

Так же к средствам развития ЗКР относятся:

г). Скороговороки. Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Повторите скороговорку: «Тише, мыши, кот на крыше!»

д). Чистоговорки - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук.

Проговорите чистоговорки:

ШУ-ШУ-ШУ – я флажком машу, машу.

ША-ША-ША – вот флажок для малыша.

ШИ-ШИ-ШИ – ты флажком маши, маши.

ШО-ШО-ШО – получилось хорошо.

ШУ-ШУ-СУ – я флажок несу, несу.

СУ-СУ-ШУ – я флажком машу, машу.

Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.

Для автоматизации звуков предлагаем вам воспользоваться консультацией         «Игры, формирующие правильное звукопроизношение».

4. Заключительная часть.  Рефлексия.

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии.

Родители делятся впечатлениями.

Вручение родителям памяток (брошюр) с описанием различных игр для развития ЗКР, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

19 ноября  2019 года воспитатель  средней группы № 3 Коньшина Н.Р. провела для родителей семинар – практикум «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» с целью...

«Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» семинар-практикум

Форма проведения: семинар - практикум.Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.Цель: Повысить компетентность воспитателей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей мл...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»...