Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"
методическая разработка (логопедия) на тему

 Кудашева Елена Викторовна

 

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.rar10.28 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Семинар-практикум

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

как средство развития звуковой культуры речи»

Подготовила:

                                                                                                    логопед

Кудашева Е.В.

Новоульяновск

2009-2010 уч.г.

 

Артикуляционная гимнастика

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

       Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

         Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

        При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

         Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

         Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9*12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

         Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

         Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

         Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

        Основной комплекс артикуляционной гимнастики (на отдельном листе).

        Использование игровых приёмов для развития артикуляционной моторики (на отдельном листе).

Пальчиковая гимнастика

         У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.

        Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

         Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

        Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Пальчиковая гимнастика  должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

        Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

        Пальчиковые игротренинги (на отдельном листе).

       Таким образом, играя со взрослыми в пальчиковые игры, дети любого возраста впитывают новые представления об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором (загадками, потешками, стишками) и, конечно же, расширяют свой словарный запас, а также улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывается  усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.  

Список используемой литературы

1.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.-М.:АСТ, 2000.-48с.

2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.-СПб.:Детство-Пресс,2006.-64с.

3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.:ГНОМ и Д, 2001.-16с.

4.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение.-СПб: Литера, 2007.-96 с.

5.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ,2006.-93с.

6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.:Лань, 1997.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи»

Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

"Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство языковой культуры речи"...

"Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи"

В консультации раскрывается цель и значение артикуляционной гимнастики, даются рекомендации по её выполнению для педагогического коллектива ДОУ. Представлены различные виды артикуляционных упражнений ...

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300577","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"422","width":"480"}}]]...

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи            Цели:Повышение профессиональной компетентности во...