Статья "Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)"
методическая разработка на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в общем образовании, должно выполнять эту задачу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuzmin_ni_chelyabinsk.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Надежда Игоревна МБДОУ «ДС№366 города Челябинска» город Челябинск

Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в общем образовании, должно выполнять эту задачу.

Формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника. Поэтому в настоящее время в образовательный процесс детских садов интенсивно внедряются инновационные технологии: информационные, интерактивные, здоровьесберегающие и т. д.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования». Инновационная деятельность в образовательной организации направлена на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий в детских садах.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставит перед нами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Самой распространенной, в нашем ДОУ, является технология проектной деятельности. 

Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и использует полученные знания на практике. Именно проектная деятельность помогает связать процесс развития и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка.

Планирование проектной деятельности воспитатели начинают с вопросов поискового характера. Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентовано окончание проекта?”

 Специфика метода проекта   - определение проблемы (помочь ребенку обнаружить проблему, вызвать к ней интерес, найти пути решения, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой). Решение проблемы позволяет объединить детей, педагогов, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проекты бывают: игровые, экскурсионные, повествовательные, конструктивные.

 Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется в зависимости от возраста (по мере развития его исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности, от обучающе - организующей к направляющей и корректирующей).

Дети 3–5 лет участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка.

Дети 5–7 лет, уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, они научились договариваться со сверстниками и оказывать друг другу помощь. В этом возрасте дети способны выделить проблему, уточнить цель, выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.   Они реже обращаются к взрослому с просьбами и активнее организуют совместную деятельность со сверстниками. У них развивается самоконтроль и самооценка, способность достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. Взрослому очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного выбора способов работы над проектом.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

-  развитию креативности;

- развитию психических процессов, познавательные способности дошкольников;

-социализации;

-развитию коммуникативных качеств;

-  повышению качества образовательного процесса;

- формированию  сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

1.      Ролево - игровой.  Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы).

2.      Творческий.  Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы).

3.     Иноформационно - практико - ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы).

4.     Исследовательско - творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст).

Продолжительность проектов в ДОУ

1.     Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя - мсяц)

2.     Проект средней продолжительности (2 - 4 месяца)

3.     Долгосрочный проект (учебный год)

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата  - человека, к которому обращено его высказывание. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Важно заметить, что большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы. Сложность заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. 

Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод.

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.

3. Михалева И.А. Информационные технологии в детском саду: Учеб.-метод. пособие / И.А. Михалева, В.Н. Сараева, Л.А. Овчинникова; под ред. Н.Ю. Каракозовой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 96 с.

4. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. – 2003. – №9. – С. 32–38.

5. Педагогические технологии: Учебное пособие для педагог. спец. / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общ. ред. В.С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М.: Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятель

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «...

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», г. Чебоксары публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы»,г. Чебоксарыпубликация материала на тему: «Использ...

Материалы семинара по теме «Обучение дошкольников решению проектных задач с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Черепановский педагогический техникумом

Материалы семинара по теме "Учение дошкольников решению проектных задач  с целью достижения  планируемых результатов в соответствии  с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Чере...

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, ак...

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

В аек быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально-адаптированного, акти...

«Включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс как ключевой компонент в решении основополагающих задач современной системы образования» (из опыта работы)

laquo;Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе  их эмоционального благополучия» – одна из приоритетных задач дошкольного образования в соответствии ...