«Виды и специфика зрительных нарушений у детей»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щербакова Анжела Владимировна

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития.  Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, вести профилактическую коррекционную работу с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Консультация для родителей

«Виды и специфика зрительных нарушений у детей»

Воспитатель: Щербакова Анжела Владимировна

Лабытнанги 2018, год.

Содержание

1. Введение  ----------------------------------------------------------------------- 3  

2.  Причины и признаки нарушений зрения  ----------------------------- 4  

3. Виды нарушений зрения у детей  ---------------------------------------- 5 – 6

4. Профилактика  зрения у детей  ------------------------------------------- 7 – 10

5. Заключение  -------------------------------------------------------------------- 11

6. Тезариус  ----------------------------------------------------------------------- 12

7.  Список  литературы    ------------------------------------------------------- 13

                                                                     

                               

Введение

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития.  Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, вести профилактическую коррекционную работу с детьми.

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Главной целью укреплять и сохранять зрение у детей, профилактика дальнозоркости и близорукости.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня,  в школе, режим дня в ДОУ, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

1. Причины и признаки нарушений зрения

Нарушения зрения бывают врожденные и приобретенные. К возникновению приобретённых форм зрительных расстройств приводят не только игры в компьютеры, но и  острые инфекции (грипп, корь, дифтерия).

Резкое снижение зрения нередко может быть вызвано заболеваниями ЦНС: менингитами, энцефалитами, опухолями мозга, травмами черепа. Среди причин приобретенных форм зрительных расстройств определенную роль играют травмы глаза, которые провоцируют помутнение роговицы, развитие травматической катаракты, а в некоторых случаях – гибель всего яблока,  [2, стр. 8].

Причины врожденной зрительной патологии также многообразны. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, микрофтальма. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний.

Таким образом, заболевания глаз могут возникать под влиянием разного рода причин. Во многих случаях подлинного этиологического фактора нарушения зрения установить  не удается. Нередко появление той или иной зрительной патологии обуславливается взаимодействием нескольких этиологических моментов.

Признаки возможного нарушения зрения, при котором ребенка необходимо показать окулисту:

  • у ребенка бывают часто покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет;
  • глаза часто слезятся, есть выделения;
  • ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки;
  • наблюдая за чем-нибудь, ребенок часто склоняет голову набок, рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния;
  • у ребенка часто болит голова;
  • косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляется время от времени;
  • затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым, и через него с трудом проходит свет);
  • сухость слизистой оболочки глаза;
  • нечеткость изображения (нарушение аккомодации).

Учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

2. Виды нарушений зрения у детей

Зрение является одним из важнейших органов чувств, существенно влияет на процесс развития ребенка и важно, чтобы глаза были здоровы, [3, 56]. Выявить проблемы со зрением у детей сложно, особенно в раннем возрасте.

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

3. Профилактика зрения у детей

         Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющимися нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день, в ходе режимных моментов в ДОУ по 5 минут. Эти упражнения дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнения и восстановлению зрения. Коррекционные упражнения для глаз направленны на улучшение и сохранение зрения, являются профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем!

Для предупреждения нарушений зрения у детей стоит периодически посещать с ребенком офтальмолога. К такому врачу нужно обязательно зайти вскоре после появления крохи на свет, после – в два-три года, а далее – перед поступлением в школу, затем – в 11 и 14 лет. Во время обследований доктор выясняет остроту зрения ребенка, диагностирует косоглазие либо амблиопию, оценивает бинокулярные функции, качество цветового зрения, определяет наличие близорукости либо дальнозоркости.

 В целом специалисты советуют заходить к окулисту хотя бы раз в год. 
Чтобы предупредить нарушение детского зрения именно родителям стоит беречь глаза ребенка. С осознанности этих двух взрослых людей и начинается здоровье их малыша. Это касается вопросов не только зрения. В раннем возрасте нужно держать игрушки на расстоянии минимум 30см от глаз, не подвергать глаза влиянию прямых солнечных лучей.

В раннем возрасте лучше не знакомить ребенка с телевизором и компьютером. Если же это невозможно, следует максимально сократить период общения малыша с такой техникой. Кроме того необходимо придерживаться нормального расстояния между глазами крохи и экраном, в зависимости от размера монитора. 

Для хорошего зрения необходимы продукты, богатые витаминами А, В, С и Е.

Витамин А является составной частью пигмента сетчатки глаза. Он нужен при любых нарушениях зрения. Его недостаток вызывает «куриную слепоту» (зрение слабеет в сумерках и с наступлением темноты).

Витамин В (рибофлавин). Недостаток приводит к слезливости, появлению размытых контуров предметов, «песку» в глазах, повышенной утомляемости, затруднению фокусировки.

Витамин С защищает сосуды, которые обеспечивают кровоснабжение сетчатки глаза.

Витамин Е - это сильный антиоксидант - вещество, которое снижает риск преждевременного старения тканей глаза, появления дистрофических изменений сетчатки и радужной оболочки.

Какие же продукты особенно полезны для зрения?

Фрукты и овощи жёлто-оранжевого и зелёного цвета богаты бета-каротином, который в организме преобразуется в витамин А.

Наиболее полезны: морковь, черника, говяжья печень, шпинат, творог, брокколи, рыба и рыбий жир.

Профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
  • Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • Чередование занятий детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль за правильной позой детей во время занятий;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное гармоничное физическое развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Варианты зрительных гимнастик:

  • с использованием художественного слова;
  • с опорой на схему;
  • с сигнальными метками;
  • с индивидуальными офтальмотренажерами;
  • с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
  • электронные зрительные гимнастики.

С сигнальными метками

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты ( например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно – игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые.

С индивидуальными офтальмотренажерами

На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышщ.

С настенными и потолочными офтальмотренажерами

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Электронная гимнастика для глаз

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающих функций глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Заключение

Важной стороной охраны здоровья детей является охрана их зрения. Это обусловлено ведущей ролью зрительного анализатора в адаптации ребенка к внешней среде, в создании благоприятных условий для всестороннего гармонического развития, [1, стр. 5].

Чтобы избежать нарушения зрения у детей, прежде всего молодые родители должны вести здоровый образ жизни, особенно матери в период беременности и лактации. При воспитании детей родители всегда должны подавать хороший пример отношения к своему здоровью и, в частности, к сохранению зрения. Бережно относиться к зрению необходимо как с рождения, так и в раннем дошкольном возрасте, когда еще можно способствовать правильному развитию рефракции глаза и нормальной остроте зрения. Для эффективности работы по профилактике и коррекции зрения необходимо создавать специальные условия, способствующие своевременному выявлению проблем, связанных с заболеваниями органов зрения и наиболее качественному лечению.

При появлении первых признаков нарушения зрения необходимо обратиться в детские лечебно – профилактические учреждения и пройти комплексное обследование органов зрения. На базе дошкольных образовательных учреждений должны создаваться условия для сохранения здоровья детей. И в большинстве случаев они созданы  и направленны на охрану зрения детей. Необходимо отметить и тот факт, что эффективность профилактических мероприятий в ДОУ зависит от наличия квалифицированных кадров и специализированного оборудования, позволяющего обследовать и проводить лечебно – профилактическую и коррекционную работу.

Тезариус

Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой.

Близору́кость (миопи́я) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней.

Косоглазие — любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век.

Астигмати́зм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.

Амблиопия, «ленивый глаз» — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.

Астенопия — зрительный дискомфорт или утомляемость быстро наступающий во время зрительной работы. Особенно часто это чувство появляется во время работы глаз на близком расстоянии от предмета внимания.

Рефра́кция гла́за - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Рефракция глаза как физическое явление определяется радиусом кривизны каждой преломляющей среды глаза, показателями преломления сред и расстоянием между их поверхностями, т.е. обусловлена анатомическими особенностями глаза.

Список литературы

  1. Аветисов Э. С., Ковалевский  Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии.
  2. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. — Москва, Феникс, 2010 г.
  3. Мирянская Н, Синякина А. Основы Тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, 2014 г.
  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2005.

  1. http://proglaza.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Презентация для родителей "Зрительные нарушения у детей"

Презентация для родителей "Зрительные нарушения у детей"...

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе

Развитие графических навыков как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе...

Создание сенсорных зон для коррекции зрительных нарушений у детей с ОВЗ в МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»

Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного  развития детей с нарушениями ...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....