Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Романова Елена Викторовна

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения.

« В.А.Сухомлинский: "Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_roditeley.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

Цель:

Познакомить родителей со способами развития речи детей раннего возраста в условиях семьи.

Задачи:

1.Показать на практике методы и приёмы по развитию речи в условиях семьи.

3.Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.

4.Изготовить с родителями пособие  «султанчики» для выполнения дыхательной и пальчиковой гимнастики.

I. Орг. момент. Игра-приветствие «Я сегодня вот такая»

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

В-ль: добрый вечер уважаемые родители! Мы рады Вас видеть! Прошло уже полгода с того момента, когда Вы привели своих малышей в нашу группу. Мы можем сказать, что Ваши дети замечательные. Складывается детский и родительский коллектив. Спасибо Вам за помощь, оказанную нам в воспитании ваших детей.

II.Игра «Волшебная палочка»

Все участники стоят в кругу. Волшебная палочка передается от одного участника к другому, тот, у кого окажется волшебная палочка – рассказывает о достижениях своего ребенка.

В-ль: компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

III. «Развитие речи детей в условиях семьи».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

             Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и различные гимнастики, и словесные игры для лучшего развития речевого аппарата. Сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детьми можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.

 а) Обычное общение с детьми дома:

-во время купания (какое полотенце - мягкое, пушистое, большое, и т.д.  действия - намылим, смоем, вытрем, включим, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, какие машины встречаются)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер)

-на кухне (комментируем, что делаем)

Например :«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки».

Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?»

Употребление в повседневной речи обобщающих слов (овощи, фрукты, игрушки, мебель, посуда)

Используем:

-во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»)

-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»

-во время бытовых процессов: «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

Сравнение предметов друг с другом развивает  умение анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное.

 (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат).

б) Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.-

У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек.

Например: «Вот идёт лошадка» цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп. – (демонстрация родителям)

«Сердитый индюк»  звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц. Можно придумывать небольшие сюжеты, детям очень нравится.  Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. ( Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.) Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

в) Дыхательная гимнастика

Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, мыльных пузырей. Дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик.  Например, «Воздушный футбол» (мячик для тенниса, шарик из ваты)  «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

«Рисунок на окне» (ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

«Снегопад ) (Листопад) – класть «снежинки»«листочки» на ладонь и сдувать их. Сдувание одуванчиков.

г) Речевые игры 

«Вьюга» (у-у –у-тихо, громко), «Насос»  (звук «С-С-С…».)                  (Проводится речевая игра «Насос» с родителями) 

«Ласковое слово». (дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичкаи т.д.) –с родителями

Чистоговорки:

Са-са-са: в клетке спит лиса.

Су-су-су: смотрим на лису.

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

д) Пальчиковая гимнастика.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» - В.А. Сухомлинский.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Например: «Этот пальчик хочет спать» и др.

Проведение пальчиковой гимнастики с родителями.(«Семья)

Игры в домашних условиях: собирание пазлов, выкладывание узоров из счетных палочек, бусинок, камешков, застегивание пуговиц, замков, заклепок и т.д.  Например: Игра “Помогаю маме”(перебрать горох, рис, гречку или пшено.) Игра “Волшебные палочки” ( счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения). Игра « сухой бассейн» и др. Лепка из пластилина, рисование, игра с массажными  мячиками (Су – джок) 

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

IV.Совместная деятельность педагога с родителями.

Изготовление «султанчиков» (обыгрывание - с родителями)

Султанчик я в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

V.Подведение итогов:

Рефлексия «Волшебная палочка»   - в кругу.      

Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец»     В.А.Сухомлинский.

Большое спасибо за внимание и активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для родителей " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»«Детская речь на всех этапах своегоразвития питается неисчерпаемойжизненной силой народного –родного языка»Сколько забот, обязанно...

Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект нетрадиционного мероприятия для родителей, проводимого в форме круглого стола...

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»Цель:Познакомить родителей со способами развития речи детей раннего возраста в условиях семьи.Задачи:1.Показать н...

Рекомендации родителям: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

laquo;Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дал...