Рекомендации в период адаптации
статья по теме

Бондарева Марина

А что же такое адаптация?

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям. При поступлении ребенка в детский сад происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Адаптация на новом месте может длиться 1-2 недели, в зависимости от особенностей психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает приблизительно через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выражаться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой потери приобретенных навыков.

Не каждый ребёнок проходит длительный период привыкания. Есть трёхгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко.

Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается.

Что поможет ребенку справиться с боязнью новой обстановки и разлукой с мамой?

1. Дайте с собой малышу его любимую игрушку.

2. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть сначала его отводит папа или бабушка.

3. Если ваш ребенок «впал в детство» (так называемый «псевдорегресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не ругайте его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

4. Когда уходите, прощайтесь с ребенком быстро и легко, чтобы не вызвать у него опасения, что здесь с ним может что-то случиться. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.

5. Не делайте перерывов в посещении детского сада: неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться, но и продемонстрирует, что есть и другой вариант, которого он может всеми силами добиваться.

6. В семье в этот период необходимо создать спокойную и бесконфликтную атмосферу для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы.

7. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости; сократить время просмотра телевизора.

8. Постарайтесь в выходные дни соблюдать такой же режим, как в детском саду.

9. Поиграйте с малышом в детский сад, где какая-то игрушка будет выполнять роль ребенка. Понаблюдайте, что делает игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом ей найти друзей и решайте проблемы через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

  • ·        Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что «он обещал не плакать», это абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

  • ·        Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не будет восприниматься как любимое и безопасное.

  • ·        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детсаде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что это нехорошее место и его окружают плохие люди.

  • ·        Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее и потеряет доверие к самому близкому человеку.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Желаю всем успехов в этот важный для вашего ребенка период!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx8.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации в период адаптации

А что же такое адаптация?

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям. При поступлении ребенка в детский сад происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Адаптация на новом месте может длиться 1-2 недели, в зависимости от особенностей психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает приблизительно через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выражаться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой потери приобретенных навыков.

Не каждый ребёнок проходит длительный период привыкания. Есть трёхгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко.

Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается.

Что поможет ребенку справиться с боязнью новой обстановки и разлукой с мамой?

1. Дайте с собой малышу его любимую игрушку.

2. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть сначала его отводит папа или бабушка.

3. Если ваш ребенок «впал в детство» (так называемый «псевдорегресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не ругайте его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

4. Когда уходите, прощайтесь с ребенком быстро и легко, чтобы не вызвать у него опасения, что здесь с ним может что-то случиться. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.

5. Не делайте перерывов в посещении детского сада: неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться, но и продемонстрирует, что есть и другой вариант, которого он может всеми силами добиваться.

6. В семье в этот период необходимо создать спокойную и бесконфликтную атмосферу для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы.

7. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости; сократить время просмотра телевизора.

8. Постарайтесь в выходные дни соблюдать такой же режим, как в детском саду.

9. Поиграйте с малышом в детский сад, где какая-то игрушка будет выполнять роль ребенка. Понаблюдайте, что делает игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом ей найти друзей и решайте проблемы через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

  • ·        Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что «он обещал не плакать», это абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • ·        Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не будет восприниматься как любимое и безопасное.
  • ·        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детсаде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что это нехорошее место и его окружают плохие люди.
  • ·        Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее и потеряет доверие к самому близкому человеку.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Желаю всем успехов в этот важный для вашего ребенка период!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей. Рекомендации в период адаптации ребенка к детскому саду.

Так как я работаю с группой раннего развития, совсем маленькими ,от полтора до 3-ех лет, то первые вопросы, что задают родители: "Что за страшное слово "адаптация :Что это такое...

Брошюра "Рекомендации к периоду адаптации"

Адаптация к детском саду - сложный этап, как для ребенка, так и для родителей.В буклете представлены рекомендации для родителей по снятию  психоэмоционального напряжения у детей в период адаптаци...

Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада

Понятие адаптации  Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...

Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада

Понятие адаптации  Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...

Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада

Понятие адаптации  Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...

Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада

Адаптация ребенка к ДОУ – это не просто расставание с близкими ему людьми на какой-либо период времени, это сложный процесс вхождения ребенка в совершенно новые для него условия жизнедеятел...

Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада

Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, у кого развиты навыки самообслуживания....