Семинар
статья на тему

Дудорова Наталья Анатольевна
Взаимодействие с родителями, как условие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие с родителями как условие успешной  адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

   В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте четко прописано: “Задача детского сада повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка». «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (П 1.6.9).

   В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

   Наша цель- оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи :

- установление доверительных, партнерских отношений с родителями;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

    Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

   Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

   В нашей группе проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько шагов:

1.Шаг – организационный:

Проводится первое родительское собрание «Пора в детский сад», здесь мы знакомим родителей с воспитателями, психологом, медсестрой. Проводим экскурсии по ДОУ, участку, группе.

  • Собираем информацию о будущих воспитанниках, т.е. проводим анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
  • Знакомим родителей с режимом дня в детском саду.
  • С помощью анкетирования выявляем само отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся».
  • Проводим социальное, медицинское анкетирование.
  • Составляем адаптационный маршрут на ребенка вместе с психологом.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

     2.Шаг основной (наблюдений):

  • Начинаем поэтапный прием детей в группу.
  • Постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе.
  • Во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением. Используем такие методы работы с детьми как:
  • элементы телесной терапии;
  • создание положительных установок на предстоящие режимные процессы – чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;
  • проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные.
  • рассказываем сказки с показом настольного театра.

Используем следующие методы работы с родителями и детьми:

  • Проводим консультации для родителей ;
  • Индивидуальные беседы с родителями , например на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;
  • Беседуем с родителями об адаптации ребенка к ДОУ, заполняем адаптационные карты, карты нервно – психического развития.
  • Работает родительская почта; обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной почте и получить на него ответ).
  • Проводятся дни открытых дверей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания. В этот день родители не только наблюдают, но и перенимают приемы и методы, которыми пользуется педагог-воспитатель. Знакомятся с методикой организации сна, кормления детей в группе и переносят это в семью.
  • Работает гостиная - родители приходят в гости: приглашаем музыкального работника или любого другого специалиста для работы с родителями ( в день рождения ребенка).
  • Проводим с родителями работу по подготовке праздников и  утренников.

( инсценировка сказки «Теремок») ФОТО 1

  • Проводим с родителями работу по подготовке  различных конкурсов

     ( конкурс чтецов, конкурс поделок «Осенний калейдоскоп» и т.д.) ФОТО 2-3

  • Привлекаем родителей к работе по подготовке  различных педагогических проектов ( проект «Встречаем прилет птиц») ФОТО 4
  • Проводим мастер – классы с родителями. Педагог и родитель демонстрируют свои умения (обязательно продукт).( викторина «Котовасия») ФОТО ?
  • Проводим   совместные субботники ( посадка цветов, кустов, елок). После чего устраиваем вместе с родителями чаепитие. ФОТО 5

3.Шаг – итоговый (анализ и выводы):

  • Обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития).
  • Выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с ними;
  • Оценка уровня нервно – психического развития детей.

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации: наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.

В заключение всей нашей совместной работы, в конце года проводится дискуссия на тему: «Наши достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования проверяем удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации.

Самым важным периодом адаптации детей и родителей к детскому сада являются первые два года. Это группа раннего возраста и младшая группа.

Взаимодействие с родителями именно с раннего возраста  переходит и дальше – в детский сад , и в дальнейшем в школу.  Такая приемственность                                                                                                

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации  к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно проходят период адаптации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...