Пять принципов воспитания А.С.Макаренко
консультация на тему

Зайцева Светлана Ивановна

«Научить человека быть счастливым — нельзя,но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

Макаренко А. С. «Лекции о воспитании детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarenko.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Легендарный педагог Антон Макаренко и его семейная тайна (9 фото)

 

«Научить человека быть счастливым — нельзя,

 но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

Макаренко А. С. «Лекции о воспитании детей»

Для многих именно Антон Семенович Макаренко стал главным педагогом советской системы образования, а его труды и постулаты стали основой образования миллионов детей благодаря успеху в воспитании детей и адаптации их в последующей жизни в обществе.

Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»

А. С. Макаренко считал, что процесс воспитания идет не только в тот момент, когда родитель говорит с ребенком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребенка. А значит, любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребенке.

Принцип второй. Не стоит отгораживать ребенка ни от каких влияний, даже от отрицательных: «Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».

Во взрослой жизни любому ребенку придется столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребенка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.

Принцип третий. В процессе игры ребенок тоже получает воспитание: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определенных задач при участии и наблюдении за детской игрой. Ребенок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, ее нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.

Принцип четвертый. Ребенок – часть семьи, а значит, он должен принимать участие в ее делах: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности».

Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребенке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:

- солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества;

- честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;

- заботливость, т. е.  постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
- бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;

- ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
- способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;

- оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.

Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».

Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве еще одного инструмента культурного воспитания – необязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к «культурному» подавать должны сами родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять принципов позитивного воспитания

Существуют пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал.  Вот эти принци...

Авторитет родителей. Методы семейного воспитания. А. С. Макаренко

Авторитет родителей. Методы семейного воспитания.А. С. Макаренко                  Наши дети – это наша с...

Пять принципов позитивного воспитания

Пять принципов позитивного воспитания...

Пять принципов счастливого материнства

Идея совершенства очень многим портит психику и становится причиной постоянных тревог. Особенно это отражается в материнстве, когда ты хочешь дать своему ребёнку все самое лучшее, но это не всегда уда...

«Воспитание детей и общие условия семейного воспитания» по произведению Макаренко А. С.

Воспитание детей является актуальной проблемой в современном мире, т.к. это самая важная область в нашей жизни. Задача и цель каждого из родителей воспитать своих детей прекрасными гражданами, хорошим...

пять принципов счастливого материнства

консультатция и рекомендации мамам в декрете...

Пять принципов счастливого материнства (памятка для родителей)

Пять  принципов счастливого материнства(памятка для родителей)...