Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях с детьми 5-7 лет
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Аносова Марина Александровна

Развитие речи  детей 5-7 лет в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевые игры дома36.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.  

Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни.

Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.

Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает тот, кто назвал больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

Игра «Рыба, птица, животное и другие». На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

Игра «Подбери больше слов»
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других» .Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает:

папа, мама – это семья;

мясо, лук - это котлеты;

торт, свечи - это праздник и т.д.

Мир детского сознания состоит из одних вопросов,  им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

Можно организовать игру «Узнай словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово. Составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

Взрослый: этот предмет есть на кухне, в нем есть полки, там не портятся продукты, работает от электричества – ребенок угадывает.

(слова для загадывания: холодильник, пылесос, верблюд, пастух, отвертка, воротник, мясорубка, …)

В игру «Живое предложение» можно играть всей семьей или с помощью игрушек. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи (игрушек). За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по разному. Например, задумано предложение: Весной расцвели голубые подснежники. В ходе игры предложение может звучать так: Расцвели голубые подснежники весной или Голубые подснежники весной расцвели. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед». Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис» Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

«Называние слов на заданный звук». Задается определенный звук. Ребенку предлагается называть слова, начинающиеся на этот звук. Если он затрудняется, помочь ему в этом и попросить повторить их. Через некоторое время или на следующий день, вспомнить слова на этот звук, если требуется, то повторить. Важно, чтоб ребенок понимал смысл задания, расширял словарь, развивал память. Сначала учить подбирать слова на гласные звуки (А, У, О, И, Э), затем на твердые согласные (Т, П, В, ..), на мягкие согласные (ТЬ, МЬ, ВЬ, ..).

Игры на кухне.

Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

Игра «Назови части предмета  или узнай предмет, состоящий из …» Используете предметы в пределах комнаты или узнай задуманный предмет.

Игра «Из чего?». Знакомите ребенка: из чего вы готовите это блюдо, называя все его составляющие.

Игра «Что делала?». Перечисли действия, которые необходимы, чтобы попить чай (открыть чайник, налить, включить, …), сварить компот, сделать тесто, сварить суп, и т. д.

В выходной день можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова. Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес летний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн». На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет или узнает на ощупь.

«Лепка из теста». При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

«Работа с  трафаретами». Ребенку дается плоскостная фигурка, которую он обводит, штрихует.

«Продолжи ряд». Ребенок работает в тетради, где он продолжает рисунок по образцу простым карандашом.

«Раскраски» с использованием цветных карандашей, восковых мелков, а не фломастеров.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

Игра «Ловкий зайчик»: предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Игра «Сбей кеглю» (любой предмет - коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

Игра «Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Игры: «Поймай мяч», «Отбивание мяча об пол», «Выжигала»

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Подготовил учитель-логопед М. А. Аносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение, о...

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается...

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»....

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей.

Рекомендации родителям, какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей....

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей...