Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.
консультация на тему

Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_kulturno.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Значение культурно - гигиенического воспитания в охране и укреплении здоровья ребенка.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Культура взаимоотношений между людьми - это часть общечеловеческой культуры. Любое общение между людьми требует умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому воспитывать культуру поведения необходимо у детей с ранних лет. Поведение представляет собой образ жизни и действий, формируемый на основании нравственных традиций, обычаев и привычек. Овладеть нормами этикета ребенок должен с детства. Этикет включает в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, установленных в обществе. 

В дошкольной педагогике различают такие понятия как: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура  - это культура поведения, взаимосвязанная с осуществлением конкретных правил этикета. Внутренняя культура взаимосвязана с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Эти понятия между собой тесно переплетаются.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников направлено на укрепление здоровья ребенка. С воспитания у детей любви к опрятности, чистоте, порядку и начинается забота о здоровье и их физическом развитии. Главными условиями успешного формирования культурно - гигиенических навыков являются: четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых. Понимается под рационально организованной обстановкой наличие чистого, довольно просторного помещения с нужным оборудованием, которое обеспечивает проведение всех режимных элементов (питание, умывание, занятия, сон и игры). Также нужно для формирования культурно - гигиенических навыков выработать общие критерии в оценке отдельных действий, точно и четко определить место расположения игрушек, вещей, порядок их хранения и уборки. Для детей особенное значение имеет постоянство условий, знание места и назначения каждой необходимой в течение дня вещи.

Ежедневный повтор гигиенических процедур в одно и то же время способствует последовательному формированию привычек и навыков культуры поведения. Формирование их происходит в труде, играх, быту, занятиях. Режим дня приучает детский организм к конкретному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Способствует формированию культурно -гигиенических навыков, воспитанию дисциплинированности и организованности.

Культурно - гигиеническое воспитание взаимосвязано с воспитанием культурного поведения. Для успешного воспитания культурно -гигиенических навыков применяется целый ряд педагогических приемов, учитывая возраст детей:

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Личный пример взрослых;
  • Показ;
  • Пояснение, объяснение;
  • Поощрение;
  • Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • Беседы;
  • Дидактические игры;
  • Художественное слово;
  • Викторины, развлечения;
  • Прием повторения действий.

Формирование культурно - гигиенических навыков проходит под руководством взрослых - воспитателя и родителей. Поэтому должна быть полная согласованность в требованиях семьи и ДОУ.

Условия необходимые для успешного формирования культурно -гигиенических навыков:

- Организация удобной и привлекательной для выполнения заданий и действий обстановки в ДОУ и дома (оборудование, мебель, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, которые доступны для пользования и т.д.);

- Разделение осваиваемых действий, которые следуют в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует наиболее быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

- Многократные упражнения детей в действиях с выделением порядка и способа их осуществления (в особенности на начальном этапе воспитания).

- Характер действий при этом должен быть неизменным, формы  -разные.

- Проведение индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его темпов развития и овладения культурно - гигиеническими навыками.

- Организация ситуаций, которые обеспечивают контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в непривычной обстановке.

- Безукоризненное выполнение взрослыми всех культурно -гигиенических требований.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку любой навык  культурного поведения, лучше всего подсказывает начало любого рода его деятельности. Когда дети в младшей группе начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые их приучают к аккуратности, чистоте, опрятности. В этом же возрасте,  с пониманием окружающих  и развитием речи,  у ребенка вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать собственную речь понятно для окружающих.                      

 Пример родных больше всего влияет на воспитание культурного поведения, на чувства и сознание ребенка и вместе с тем на возможность упражняться в этих навыках. Дети у взрослых перенимают бытовые навыки и навыки, которые выражают предупредительное и вежливое отношение к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"

Освоение  всех  культурно-гигиенических  навыков  детьми  раннего  возраста.  Значение  словесного  русского  народного  творчества  в...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

статья "Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста"

значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста...

Значение культурно-гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста»

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёс...

Значение культурно-гигиенических навыков

Предлагается материал по культурно-гигиеническим навыкам...

Конспект открытого занятия по культурно-гигиеническому воспитанию детей в первой младшей группе: «Страна чистоты»

Цель: Закрепление знаний детей о предметах гигиены, умение ими пользоваться.Задачи: Развивать понимание речи, активизировать словарь, память.Учить отвечать на простейшие вопросы.Побуждать детей к акти...