статья "Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Кулагина Анна Константиновна

значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста

Известный педагог Н.М. Щелованов считает, что «режим дня» в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности». Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рациональную организацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром вставать, днём обедать, гулять, рисовать, вечером ложиться в кровать; ночью спать. Это представление создаёт предпосылки для ориентировки во времени [32,  15].

Виноградова Н.Ф.  и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления»[3, 22].

При выполнении бытовых действий, ребенок приобретает определенные культурно-гигиенические навыки: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, раздеваться и одеваться и другие. Овладение этими навыками способствует сохранению и укреплению здоровья детей

Крупская Н.К.  считала, что «одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» [15, 13]

Михайлова З.А., в своей книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников», пишет, что период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды - ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами [24, 74].

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы [28, 67].

Навык формируется в результате многократных повторений и упражнений. В процессе формирования навыка ребенку показывают каждую операцию, составляющую действие, объясняя ее. На следующем этапе формирования навыка взрослый выполняет совместные с малышом действия, например берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Таким образом у детей складывается сенсомоторный образ действия. Потом, предоставляя, с каждым разом, все больше самостоятельности ребенку, взрослый контролирует сначала процесс выполнения действия и результат, а затем только результат. Овладение  навыком характеризуется отсутствием контроля за этапами выполнения действия. В процессе формирования навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности [14, 149].

Чабовская А.П. считает, что формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом [31, 89].

Богина Т.Л. и Терехова Н.Т. говорят, что в быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи [6, 18].

Ю. Н. Ипатова считает, что освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взрослым он стремится показать то, чему он научился, ждет от него поддержки, одобрения. Сверстника же сам пытается научить выполнять правильно конкретное действие, дает ему указания, поучает. Выполнение культурно-гигиенических действий дает возможность ребенку сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже он выполняет действие. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. У детей складывается такое личностное новообразование как осознание своего «Я». Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника [21, 35]

Особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:

- бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

- у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;

- формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

- ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

- у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность) [17, 372]

Богуславская З.М. и Е.О. Смирнова считают, что с самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Несложные действия позвольте ему совершать самостоятельно, хвалите за каждое, даже незначительное, достижение, и тогда утренний визит в ванную будет вызывать у него положительные эмоции. Не забудьте объяснить ребёнку, зачем нужны эти ежедневные процедуры.

Иногда процедура купания вызывает у малыша стойкое неприятие. Причиной тому могут стать любые отрицательные ощущения, связанные с купанием. Возможно, однажды вода оказалась слишком холодной или, наоборот, чересчур горячей. Ребёнок запомнил это и перестал радоваться такому замечательному ритуалу. Вернуть любовь к купанию поможет весёлое стихотворение [7, 132].

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых культурно-гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку [12, 126].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "ВИШЕНКА...

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Проект по «Формированию речевого развития детей раннего возраста через культурно-ги...

Отчёт по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки».

Отчёт по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки». Воспитателя группы раннего возраста №1 «Карапузики»...