Главные вкладки

    Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
    проект (младшая группа) на тему

    Третьякова Галина Вениаминовна

    3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.

    Задачи проекта:

    1.       Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

    2.       Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

    3.       Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

    4.       Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

    5.       Обогатить предметно-развивающую среду группы.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.

     

    4.СИСТЕМА РАБОТЫ

    Паспорт проекта: долгосрочный,  игровой

    Сроки реализации проекта:  сентябрь 2014-июнь 2015г.

             В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

    ·         здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

    ·         личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

    ·         социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

    В ходе реализации  проекта используются такие методы и средства как:

    - личный пример работников детского сада, родителей;

    - использование художественной литературы, фольклора;

    - схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

    - обеспечение чистоты среды;

    - соблюдение правил этикета;

    - психологическая культура взаимоотношений.

    ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     

     1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

     

    2 этап. Основной:  Выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_kulturno-gigienich.navyki_2-3let_word_4.docx57.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

     воспитателя СП ГБОУ ООШ с.НовопавловкаТретьяковой Г.В.

    на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков

     и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.Анализ ситуации.

    2.Актуальность и выявление проблемы.

    3.Цель, задачи педагогического проекта.

    4.Система работы

    5.Диагностический  инструментарий                                                                                                                                6.Планируемые результаты

                  7.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

    8.Дальнейшее развитие проекта

    9.Список используемых источников

    1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

             Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

    Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

    2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

            Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

     «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

    Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

         Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.   С первых  дней поступления ребенка в группу я  начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.  Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

         Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные  задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей,  физического, так и психического.

    3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.

    Задачи проекта:

    1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
    2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
    3. Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
    4. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
    5. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.

    4.СИСТЕМА РАБОТЫ

    Паспорт проекта: долгосрочный,  игровой

    Сроки реализации проекта:  сентябрь 2014-июнь 2015г.

             В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

    • здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
    • личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
    • социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

    В ходе реализации  проекта используются такие методы и средства как:

    - личный пример работников детского сада, родителей;

    - использование художественной литературы, фольклора;

    - схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

    - обеспечение чистоты среды;

    - соблюдение правил этикета;

    - психологическая культура взаимоотношений.

    ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

    2 этап. Основной:  Выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

    Период

    Непосредственно   образовательная деятельность

    Совместная   деятельность воспитателя с детьми

    Самостоятельная   деятельность детей

    Работа с родителями

    Сентябрь

    Познавательное   развитие. Тема «Наша группа».

    Задачи: 
      – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная);   их предназначением;
      – учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
      – развивать чувство любви и гордости за свою группу;
      – побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
      – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной   комнате.

    Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?»   Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
      Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного   пользования носовым платком.
      Празднование дней рождения в группе.

    Игровые ситуации для сюжетной игры:
      – кукла Таня у нас в гостях;
      Ситуации для обсуждения: 
      – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

    Анкетирование родителей

    Октябрь

    Познавательное   развитие. Тема: «Умоем куклу»

    Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

    Дидактические игра: «Перемешанные картинки». Цель:   закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
      Празднование дней рождения в группе (регулярно).

    Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню»
      – внесение игровой ситуации (куклы Таня собирается на праздник).

    Консультации: «Как научить малыша мыть руки   (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

    Ноябрь

    Познавательное   развитие. Тема «Кукла Оля обедает»

    Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда, развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; 
     воспитывать культуру поведения за столом.

    Дидактическая игра «Накормим куклу Катю». Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в игровую ситуацию.

    Дидактическая  игра «Угостим куклу».

    Родительское собрание «Единство требований в   воспитании детей со стороны взрослых».

    Декабрь

    Познавательное   развитие. Тема «Умывание каждый день»

    Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их   назначении;
      – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым,   чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

    Чтение потешек «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «А водичка булькает. а водичка пенится», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»; просмотр м/ф «Мойдодыр»,  дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с   предметами туалета).

    Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение   игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
      Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

    Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы   для маленьких упрямцев!»

    Январь

    Познавательное   развитие. Тема «Купаться любят все»

    Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их   соблюдению.

    Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

    Чтение потешек «Кран. откройся, нос, умойся!», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки». 

    Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной   зубов?»

    Февраль

    Познавательное   развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

    Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

    Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель:   проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

    Чтение потешек «У нас много ребят, все на стульчиках сидят», «Тушки -, тушки с творогом ватрушки».

    Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

    Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

    Март

    Познавательно   развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

    Цель:

    – закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
      
    – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

    Дидактическая игра «Научим куклу   одеваться, раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему   «Одежда, обувь, головные уборы».

    Чтение потешек «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять», «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька».                Рассматривание сюжетных картинок «дети на   прогулке» (в разные времена года).

    Коллективная практическая деятельность детей   «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

    Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю…   (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).   Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка   спать».

    Апрель

    Познавательное   развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

    Цель:

    – развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья,   применять их по назначению, называть правильно;
      – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном   (умывание, аккуратно складывать одежду).

    Дидактическая игра «Кукла Маша проснулась» Цель:   учить надевать одежду на куклу-девочку, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды.

    Пение колыбельных песенок «А вы, котики, не спите, нашу Таню стерегите», «Спи, Машенька, почивай, крепко глазки закрывай», «Баю-бай, баю – бай,спи, сыночек, засыпай».

    Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

    Мастер-класс для родителей «Изготовление народной   куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

    Май

    Познавательное   развитие. Тема «Водичка, водичка…».

    Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

    Чтение потешек «Я сегодня утром рано умывалась из-под крана», «Из колодца принесла курица водицы».

    Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение   игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

    Совместный праздник с родителями «В гостях у   Мойдодыра».

    3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.

    6.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Определить уровень  знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

    • Периодичность мониторинга:  2 раза в год (на начало и конец года).

    Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей (октябрь 2015г).        

    Имя, фамилия   ребёнка

    Сформированность   навыка мытья рук (в баллах)

    Кол- во баллов

    Сформированность   навыка опрятной еды
      (в баллах)

    Кол- во баллов

    Сформированность   навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

    Кол- во баллов

    Итого

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Примечание.

    Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 
    1.       Мыть лицо, уши, руки 
    2.       Закатать рукава; 
    3.       Смочить руки; 
    4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 
    5.       Смыть мыло; 
    6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
    7.       Пользоваться расческой. 
     Навыки опрятной еды включают умение: 
    1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками,  салфеткой; 
    2.       Не крошить хлеб; 
    3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
    4.       Не разговаривать с полным ртом; 
    5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
    6.       Благодарить; 
    7.       Пользоваться только своим прибором. 
    Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
    1.       Расстегнуть пуговицы; 
    2.       Снять платье (брюки); 
    3.       Аккуратно повесить; 
    4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
    5.       Снять обувь; 
    6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
    7.       Надеть в обратной последовательности.

    Критерии оценки:

    3 балла – правильно выполненное действие; 
    2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 
    1 балл – неумение выполнять действие.

    Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

    Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно; 
    Средний уровень (62-40 баллов) – один  и  более навыков, находятся в стадии становления; 
    Ниже среднего (39-28 баллов) – один  и  более навыков не сформированы.

    Предполагаемый результат проекта для детей:

    Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

    • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
    •  Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
    • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
    • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
    • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют  руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
    • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

    Предполагаемый результат проекта для родителей:

    •  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
    •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
    •  Укрепление связей между детским садом и семьёй.
    • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

    7. УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

    Кадровые ресурсы :  воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

    Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

    Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

    Технические условия: магнитофон, телевизор.

    Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

    8.  ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

           Во 2 младшей группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков.  Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.   Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

         9.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.:  Мозаика-Синтез, 2007.
    2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
    3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
    4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
    5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г


    Консультация для родителей: «Улыбка с малых лет и шесть заблуждений о молочных зубах»

    Улыбка с малых лет!

    Уход за молочными зубами - это очень важное мероприятие, ведь от их состояния зависит не только будущее здоровье постоянных зубов, их форма и красота, прикус, но и речь малыша. Чтобы избежать проблем в будущем, вы должны внимательно отнестись к гигиене полости рта и формированию соответствующих привычек у малышей.

    Первые зубки

    Прорезывание зубов - процесс, который запоминается мамес папой надолго. Первые молочные зубы, резцы, появляются у крохи в 6-8 месяцев. К году их обычно бывает 8 (отклонения в большую или меньшую сторону возможны). От года до полутора лет у малыша появляются первые коренные зубы, затем - клыки. К трем годам кроха обладает уже вторыми коренными зубами, и зубной ряд заполняется полностью. Постепенно в результате жевания зубы притираются друг к другу и встают в правильное положение. Когда же следует начинать чистить зубы? Сразу же после того, как они прорезались. Поначалу вместо зубной щетки можно использовать кусочек марли или ватный тампон.

    Поверхность зубика нужно протирать осторожно, не задевая при этом нежных десен малыша. Зубная паста на этом этапе не требуется. В течение года после того, как прорезались постоянные коренные зубы, их можно покрыть специальными тонкими пластмассовыми покрытиями -силантами, которые защищают жевательную поверхность зуба, заполняют углубления и ямки, где могут легко застрять остатки твердой пищи.

    Чем и как чистить? По мере роста ребенка и увеличения площади жевательной поверхности его зубов уже можно переходить на мягкую детскую зубную щетку. У нее должна быть прямая ручка, которая будет свободно перемещаться во рту. И обязательно привлекательная форма и яркий цвет, чтобы сделать процесс более веселым и приятным. Можно приобрести специальную силиконовую зубную щетку - напальчник, правда, не всем детям они нравятся. Некоторым малышам очень нравятся электрические зубные щетки - кроха, как взрослый, может включать и выключать ее. Можно приобрести такую модель, которая по истечении необходимого для правильной чистки зубов времени оповестит малыша задорной мелодией. К двум годам малыш уже должен уметь самостоятельно чистить зубы - естественно, под вашим наблюдением. Следить за этой процедурой и контролировать качество чистки надо до 6-7 лет. Обучая кроху чистить зубы, надо ориентироваться на возраст малыша: в 2 года ребенок самостоятельно очищает передние поверхности зубов, с 4 лет - боковые, а с 6 - уже и внутренние поверхности. Такое ступенчатое обучение связано с развитием детской моторики.

    Приобретая зубную пасту для крохи, обратите внимание, чтобы на этикетке была соответствующая надпись. Детские пасты специально разрабатываются с учетом того, что ребенок будет проглатывать какое-то количество (обычно до 30%) и это не нанесет ему вреда. Кроме того, паста, как правило, содержит фториды (250-550 ррm) - они укрепляют зубную эмаль.

    Как и взрослому, малышу нужно чистить зубы минимум дважды в день: утром после завтрака и вечером перед сном. Желательно приучить кроху всегда чистить зубы после еды (или хотя бы полоскать рот). Можно объяснить малышу, чем грозят "кариозные монстры", и превратить процедуру в борьбу с ними. Очень важно научить ребенка технике правильной чистки зубов, так как от нее зависит целостность эмали и состояние десен. Щетку надо держать под углом 45° к поверхности зуба, а чистить - мягко, не надавливая (каждую поверхность по 10-15 движений). При чистке передних зубов щетку следует держать под прямым углом, двигать плавно вверх-вниз. В конце можно сделать легкий массаж верхних и нижних десен. Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее 2-3 минут. В ванной комнате можно завести песочные часы, которые помогут ориентироваться во времени чистки и родителям, и детям.

    Монстры не спят! Детские стоматологи отмечают, что распространенность кариеса молочных зубов у детей в последнее время значительно выросла. У маленьких детей защитные свойства эмали зубов понижены, и при наличии провоцирующих факторов это может привести к развитию кариеса. Кроме того, в ночное время у малышей снижается слюноотделение, и поэтому очень важно исключить из рациона вечернего и ночного кормления все сахаросодержащие продукты, кислые соки. В программу профилактики кариеса входит и. санация полости рта мам и пап. Доказано, чем меньше стоматологических проблем у родителей, тем здоровее зубки малыша. Бактерии кариеса легко передаются от мам и пап к детям через поцелуи и слюну. Вспомните, сколько раз вы пробовали из бутылочки крохи, пользовались той же чайной ложкой. А обычная практика молодых мам облизать соску, если она упала, и снова дать ее крохе! И пожалуйста, посещайте регулярно стоматолога! Возьмите за правило каждые полгода наведываться к доктору. А первый визит должен совпасть с первым днем рождения.

    Благо, методики, применяемые в современной детской стоматологии, позволяют не травмировать психику ребенка, даже лечение кариеса во многих клиниках производится без бормашины.

    Зубы и еда

    Вообще, профилактику поражений зубов и десен малыша следует начинать еще во время беременности - ведь зубы формируются задолго до рождения. В рационе ожидающей ребенка женщины, а потом и кормящей мамы должно быть достаточно кальция, фосфора, фтора, витаминов - молочных продуктов, морской рыбы, яиц, сыра, куриной печени, черного хлеба. А вот малышам лучше ограничить прием сладкого, ведь постоянное присутствие сахара в ротовой полости стимулирует размножение микробов и приводит к повышению кислотности. Не приучайте кроху к леденцам и конфетам. Это в полной мере касается и мучных продуктов - печений, пирожных их остатки за счет своей вязкости долго сохраняются на зубах. Оптимально, когда после каждого приема пищи ребенок очищает полость рта, если же это по каким-то причинам сделать невозможно - предложите крохе воспользоваться жевательной резинкой без сахара. Детям в любом возрасте нужно есть больше твердой пищи (моркови, капусты, яблок, груш).

    Регулярное наблюдение у стоматолога, полноценное питание, правильный уход за полостью рта помогут сохранить здоровыми и крепкими зубки вашего ребенка, а его улыбку красивой.

    Шесть заблуждений о молочных зубах

    "Зачем лечить молочные зубы - все равно выпадут", - считают некоторые родители. Самые популярные мифы о молочных зубах развеивает заведующая кафедрой детской терапевтической стоматологии МГМСУ, профессор, заслуженный врач РФ Валентина Михайловна ЕЛИЗАРОВА.

    1. Малышам чистить зубы не обязательно: они у них редкие, пища в промежутках не застревает.

    - Зубы у малышей расположены редко, пока их мало. Но к 2, 5 года обычно прорезываются все положенные зубы. И чем плот нее они прижаты друг к другу, тем больше вероятность развития кариеса. Слюна, которая содержит вещества, нейтрализующие бактерии, уже не омывает их со всех сторон, значит, налет с эмали необходимо снимать щеткой.

    Приучать чистить зубы надо примерно с 2 лет, когда ребенок уже уверенно стоит и может повторить движения, которые ему показывают взрослые. Не следует чистить ваткой зубы годовалому младенцу, как это делают некоторые мамы, но и до 4-5 лет знакомство со щеткой оттягивать нельзя.

    Купите малышу две щетки разных цветов - на утро и на вечер - и пусть их мусолит, глядя на маму и папу. Щетка должна быть из искусственной щетины, натуральную микробиологи забраковали: в ней образуются каналы, где скапливаются и разрастаются микроорганизмы. Головка щетки должна быть небольшой, мягкой, а чтобы щетина стала еще мягче, ее можно ошпарить кипятком.

    2. Зубной наста может принести маленьким детям вред: они ее часто глотают.

    - Сначала познакомьте ребенка с детски ми пастами. Они сладко пахнут, приятные на вкус. Даже если малыш и проглотит немного, ничего страшного не случится.

    Когда сформируется привычка чистить зубы, надо переходить с гигиенических на лечебно-профилактические пасты, которые содержат кальций, фосфор, фтор. Но сначала узнайте, много ли фтора в воде той местности, где вы живете. В московской воде, например, фтора мало, и здешним ребятишкам пасты со фтором полезны. А во многих местах Подмосковья - в Зеленограде, Долгопрудном, Коломне - или, скажем, под Тверью фтора много, и в таких регионах подобные пасты детям противопоказаны.

    3. Зачем стоавить пломбы на молочные зубы? Только ребенка нервировать. Все равно эти зубы скоро выпадут.

    - Лечить молочные зубы надо обязательно. От этого зависит здоровье постоянных зубов.

    Корни молочных моляров (боковых зубов) широко расставлены и охватывают зачатки постоянных. Все, что происходит с молочным зубом, влияет на развитие постоянного. Если кариес не залечить, может начаться пульпит - воспаление пульпы, в которой находятся нервы, а затем и периодонтит - воспаление околозубных тканей. Тогда зачаток постоянного зуба погибнет. А разрушение молочных зубов происходит очень быстро, иногда в считанные недели.                 К тому же незалеченные зубы - это постоянный очаг инфекции. Ни один анестезиолог не возьмет такого ребенка на операцию - а вдруг она понадобится?                                                                                                                                                      А если потребуется исправить неправильный прикус, тоже придется сначала запломбировать все дырочки в зубах. Лечить малышам зубы должны именно детские стоматологи. У них особые методы работы и материалы, они хорошо знают особенности строения молочных зубов. Скоростными машинами такие врачи работают очень осторожно, к острым борам стараются не прибегать. Меловые пятна, если они в пределах эмали, не сверлят, а смазывают раствором азотнокислого серебра. Кстати, пломбы из современных светоотверждаемых материалов на "живые" молочные зубы ставить нельзя: у детских зубов очень высокая проницаемость эмали и дентина, такие пломбы могут плохо повлиять на пульпу и вызвать ее гибель. Молочный зуб потемнеет, а развитие зачатка постоянного может прекратиться.

    Особенно внимательным к дырочкам в молочных зубах надо быть, если ребенок - аллергик, часто болеет простудными заболеваниями или перенес корь, скарлатину, пневмонию. Кариес - это общее заболевание организма, он появляется, когда у человека снижен иммунитет. Часто у детей после тяжелой болезни на фоне общего ослабления организма на зубах появляются сразу несколько кариозных полостей.

    4. Зубы у детей не болят, потому что в молочных зубах нет нервов.

    - Нервы есть. Просто у некоторых детей зубы так быстро разрушаются, что боль не успевает возникнуть. Так что, когда есть боль - это даже хорошо. Она подает сигнал: надо идти к врачу!

    5. Вырывать молочные зубы не больно, так как  у них нет корней.

    - Процесс минерализации молочных зубов начинается еще во время внутриутробной жизни ребенка. Прорезываются они примерно до 2, 5 года. После того как коронка появилась над десной, она продолжает накапливать соли, а корень -расти. Когда он вырос, у зуба наступает период физиологического покоя, который длится 3 года. Именно в это время зубы удобно лечить: нет риска ничего повредить. А потом корни рассасываются, укорачиваются, зуб становится подвиж-ным и ребенок может сам его вытащить. Но бывают случаи, когда и молочные зубы приходится удалять под местным обезболиванием.

    6. Если постоянные зубы полезут вкривь и вкось, надо идти к ортодонту. А зачем к нему ходить с молочными зубами?

    - Сейчас 60% детей имеют ту или иную ортодонтическую патологию. У большинства - узкие челюсти. Молочных зубов в норме всего 20, а постоянных должно быть 28 или 32, причем они крупнее и шире молочных. Значит, челюсть должна вырасти в длину и в высоту. В 4 года у ребенка, как правило, появляются так называемые физиологические тремы - промежутки между зубами. Однако это происходит не у всех: современные дети не тренируют челюсти, редко грызут морковь, репу, твердые яблоки. Поэтому ортодонт обязательно должен заранее посмотреть, как развивается у малыша челюсть. Он также проверит, правильный ли прикус. Дошкольнику исправить прикус можно с помощью недорогих пластмассовых пластинок. Подросткам и взрослым приходится ставить уже брекет-систему. Врач посмотрит, не грозит ли ребенку диастема - слишком большой промежуток между резцами; возможно, он обнаружит сверх-комплектные, лишние зубы, если они мешают, их нужно удалить.                                                                                                                                              Так что посетить ортодонта стоит непременно. И вообще, ходить к стоматологу надо 2 раза в год, есть у малыша "зубные" проблемы или нет.


    Консультация для родителей: «Воспитание самостоятельности  у детей третьего года жизни».

    «Многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В.А. Сухомлинский.

    Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребенок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются сензитивные периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Игнорирование скрытых (для родителей), но имеющих (с точки зрения специалистов) возможностей может привести к их затуханию. Конечно, что-то можно восполнить позже, но это потребует времени, отведенного природой для формирования других умений и навыков. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

     В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.

     Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

    Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому еще одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа вдет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

    Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения.

    Консультация на тему:

      «Особенности  формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

    Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

    К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

    • рационально организованная обстановка,
    • четкий режим дня,
    • руководство взрослых.

    Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

    Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

    Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

    Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

    Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется подруководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    • личный пример взрослых
    • непосредственно образовательная деятельность
    • показ
    • объяснение
    • пояснение
    • поощрение
    • беседы
    • упражнения в действиях
    • дидактические игры
    • потешки
    • стихотворения
    • пословицы, поговорки
    • игровые приемы
    • викторины, развлечения
    • прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

    КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

    • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
    • Не крошить хлеб;
    • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
    • Не разговаривать с полным ртом;
    • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
    • Благодарить;
    • Пользоваться только своим прибором.

    МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

    • Мыть лицо, уши, руки
    • Закатать рукава;
    • Смочить руки;
    • Взять мыло, намыливать до появления пены;
    • Смыть мыло;
    • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
    • Пользоваться расческой.

    СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

    • Расстегнуть пуговицы;
    • Снять платье (брюки);
    • Аккуратно повесить;
    • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
    • Снять обувь;
    • Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
    • Надеть в обратной последовательности.

    ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

    • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
    • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
    • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
    • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
    • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
    • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

       ПОМНИТЕ!

    • Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
    • Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
    • Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

    Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

    Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

    Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

    Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

    Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

    Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

    Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

         Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...

    Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

    Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей  о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей  к соблюдению и развитию навыков личной гигены...

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

    Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....