Консультация для родителей старших дошкольников "Так ли безобиден компьютер?"
консультация на тему

Щокало Светлана Валерьевна

Все современные гаджеты активно вторглись в жизнь наших детей. Бесконтрольное пребывание ребенка в виртуальном мире таит с себе серьезные опасности, над которыми родители иногда и не задумываются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx87.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад №18 «Аленка»

                              города Сафоново Смоленской области

                    Консультация для родителей

                    старших дошкольников

    «Так ли безобиден компьютер?»

                             https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a8b/0013f432-9404da74/hello_html_m8d37948.jpg

                                                                       Воспитатель: Щокало С.В.

Все современные гаджеты активно вторглись не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. О поколении таких детей шутят, что они родились с компьютерной мышкой в руке. Я, как воспитатель старших дошкольников, не задумывалась над этим. Но…  Все чаще и чаще мои дошколята, только переступив с утра порог группы, с широко открытыми глазами, наперебой, очень эмоционально делятся о своих достижениях в компьютерных играх. Причем это не игры на развитие логики, мышления,  воображения, а зачастую взрослые «стрелялки», «бродилки», «убивалки», «страшилки». В беседе с детьми выясняю, что дети не знают, кто такой Домовенок Кузя, не представляют, как выглядит Чебурашка. Родители мало разговаривают со своими детьми, не читают на ночь сказки, не играют вместе. А интерес мамы про прожитый в саду день сводится только к вопросам: «Чем кормили?» «Не обижали тебя?» Действительно, куда проще посадить маленького ребенка за компьютер, планшет; дать в руки телефон с играми. Да еще и дверь в комнату закрыть.  Это, казалось бы, "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатление, приобщается к современной цивилизации. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор, компьютер все больше заменяют семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом, семейные игры.

Итак, перечислю последствия такого чрезмерного, бесконтрольного пребывания ребенка в виртуальном мире:

1. Отставание в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Практически каждому ребенку нужна логопедическая помощь.

Но вы спросите, при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма, компьютерной игры?

Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". 

2. "Дефицит концентрации".

Этот вид современного заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности детей. 

Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора или клавиатуры и ждать новых готовых развлечений.

 4. Повышение детской жестокости и агрессивности.

 Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Не позволяйте экрану стать «воспитателем» Вашего ребенка!

Профилактика компьютерной зависимости старших дошкольников

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

  • Введите четкий режим. «Общение» с компьютером – не более 15 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, попробуйте отвлечь другими занятиями.
  • Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
  • Родители - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
  • Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение с последующим обсуждением. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства. Выбирайтесь на совместные прогулки, культурные походы.
  • Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системы, антивирус и спам – фильтр.
  • Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  • Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Совместные игры детей и родителей "

Консультация для родителей "Совместные игры детей и родителей ". ...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"

В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Котрова Т.В.Авто...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...