Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Чистякова Надежда Ивановна

В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnoe_vnimanie.docx120.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

Консультация для родителей  старшей группы компенсирующей направленности:

«Причины нарушения внимания у детей.

Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

https://rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/10/Depositphotos_12441646_s.jpg

                                                                        Составила:

                                                                                   педагог-психолог

                                                                                Чистякова  Н.И.

Г. Балахна

Причины нарушений внимания у детей.

 Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.  При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Причиной нарушения внимания могут быть легкие нарушения в созревании и функционировании мозга.

Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде — у 60%.

Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин.

Обычно, осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени воздействия вредных факторов и классифицируют:

  • внутриутробные;
  • осложнения в процессе родов;
  •  осложнения первых лет жизни ребенка.

Если попытаться выделить факторы, которые могут отрицательно повлиять на развитие ребенка, то их окажется очень много:

Внутреутробная патология:

  • Общее ухудшение экологической ситуации, химические, радиационные и прочие загрязнения нередко в большей степени влияют на развивающегося в утробе ребенка, чем на саму мать.
  • В то же время физически ослабленные, часто болеющие матери не только не могут защитить своих будущих детей, но и сами нередко являются для них источником патологических воздействий.
  •  Вредоносными для детей оказываются и инфекции, которым матери подвергаются во время беременности, и лекарства, которые они принимают в этот период.
  •  Не проходят бесследно для ребенка и любые пищевые отравления будущей матери, принятие алкоголя, наркотиков, курение, травмы и ушибы в области живота. 
  • Известно, что иммунологическая несовместимость (по резус-фактору), а также угрозы выкидыша отрицательно сказываются на развитии ребенка.
  • Многие хронические заболевания, обостряющиеся во время беременности, — гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточности, токсикоз второй половины беременности  — приводят к недостаткам в снабжении плода кислородом и питательными веществами.

Осложнения в процессе родов:

  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении — все это может приводить к отрицательным последствиям в развитии ребенка.
  •  Родовые осложнения, которые связаны: с неправильным предлежанием плода, или обвитием шеи пуповиной.
  •  плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков (повышение внутричерепного давления и снижение поступления в мозг кислорода и питательных веществ).
  • Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьезно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.

 

Минимальные мозговые дисфункции (ММД), проявляющиеся в виде нарушений внимания  — это наиболее легкие формы нарушений в созревании и функционировании мозга – общее замедление темпов роста и созревания мозга (обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга.)

 Таким образом, при ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:

  • Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  • Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
  • Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением.  

При этом нужно различать непроизвольное внимание от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету, который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и важном.

  • Снижение объема памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
  •  Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
  •  Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности  при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении.)

Развитие внимания ребенка.

  Внимание ребенка нужно развивать целенаправленно и с самого раннего возраста.

 Устойчивость внимания –  свойство умственной деятельности. Именно эта устойчивость, или концентрация, необходима для того, чтобы ребенок мог усваивать информацию и хорошо учиться.

 Первых проявлений устойчивого внимания можно ждать в таком «юном» возрасте, как 2-3 года, соответственно, уже с этого момента его можно развивать. Но на относительно долгое время ребенок сможет сконцентрироваться, в среднем, в 5 лет.  Хотя стоит оговориться о различиях в развитии мальчиков и девочек. Вы наверняка слышали, что девочки более «собранные» и их проще готовить к школе. У мальчиков же оправданная слава непосед, и с ними нужно заниматься более интенсивно.

К шести годам ребёнок должен:

  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Находить 6 и более отличий между предметами.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Уметь находить одинаковые фигуры.

Вы решили, что самое время приступить к развитию произвольного внимания у вашего чада? Тогда наберитесь терпения. Не стоит требовать слишком много: такое «искусственное» внимание начинает проявляться на шестом году жизни, и его продолжительность во многом зависит от степени активности ребенка. Как известно, гиперактивным детям, которых сегодня очень и очень много, тяжелее сидеть за столом и «грызть свой первый гранит науки».

  1.  Начинать надо с игр. Игра – это и весело, и полезно, если правильно подобрать ее форму.

 Если вы уже позволяете ребенку немного времени проводить за компьютером, хорошую службу могут сослужить онлайн-игры для развития внимания. Их несложно найти, сделав простой запрос в поисковиках. Но одним монитором не обойтись.

  1. К онлайн-играм можно и нужно добавлять игры обычные. Самый простой вариант – купить в магазине развивающие игры. Наверняка вы замечали в магазинах и даже играли сами со всевозможными «карточками-запоминалками».

 Подобные игры очень просты, и чтобы добиться успеха, даже не надо играть часами. Достаточно уделять этому занятию 30 минут, но ежедневно. К тому же, сегодня можно подобрать такие развлечения для любого возраста, чуть ли не с рождения, так что с вариантами проблем быть не должно.

  1.  К следующему этапу можно приступать, если вы чувствуете, что ребенку легко даются игры, и он готов тратить на них от получаса времени, не отвлекаясь. В этом случае, пора подумать о специальных упражнениях.

По сути, это тоже игры, но уже без ярких карточек. Все внимание должно быть приковано к ведущему игры.

     Чтобы было понятно, как работают подобные упражнения, сразу приведем наглядный пример:

  • Упражнение «Следи за своей речью». Взрослый говорит: «Барыня купила гардероб. В гардеробе 100 вещей, что хотите, то купите, «ДА» и «НЕТ» не говорите, черное и белое не покупать». Далее ведущий начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные слова. Варианты вопросов и ответов:       «- Вы хотите купить черное платье? - Я хочу купить зеленое платье. - А разве зеленое вам к лицу? - Мне просто нравится зеленый шелк».

  • « Внимательные руки» (Если я называю растение, то вы поднимаете левую руку, животное – правую.).

  • « Не пропусти растение» (профессию, муз. инструмент и т.д.) Называются различные слова: тюльпан, ель, зебра, стол, кактус, карандаш и т.д. Дети должны хлопком отреагировать на определённое слово – обозначающее, например, растение.
  • «Светофор» (Красный – подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, жёлтый – шаги.)

     

 Подобные игры, с одной стороны, учат внимательно слушать, а с другой стороны, тщательно обдумывать психологически сложные вопросы, подбирая правильный ответ.

  И для ускорения прогресса к подобным играм лучше подключать упражнения на развитие мелкой моторики рук. Они оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А развитая речь, как известно – очень важная составляющая часть плодотворной умственной деятельности. В старшем дошкольном  возрасте  ребенок просто должен часто «работать руками». Идеальные варианты: лепка из пластилина, вырезание сложных фигурок ножницами и рисование (тщательно вырисовывать мелкие детали).

 Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)

Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;Формировать первоначальное представление о «Красной книге...

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников»

Консультация для родителей "Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников"...

Консультация для родителей "Влияние компьютерных игр на произвольное внимание дошкольников"

Развитие информационных технологий привело к тому, что сегодня нам сложно представить ребенка старшего дошкольного возраста, не умеющего пользоваться современными гаджетами и не играющего в компьюте...

Консультация для родителей разновозрастной группы «Адаптация ребенка при переходе в старшую группу детского сада»

Консультация для родителей разновозрастной группы «Адаптация ребенка при переходе в старшую группу детского сада»...

Консультация для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Готовим руку к письму»

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зерк...