«Кинезиологические упражнения для ребёнка с нарушением зрения и речи, и ОВЗ в условиях ДОУ»
материал на тему
Повышение уровня компетенции родительской общественности в формировании здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_master-klass_po_kineziologii.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 229»
Мастер-класс
«Кинезиологические упражнения для ребёнка
с нарушением зрения и речи, и ОВЗ
в условиях ДОУ»
Мастер-класс проводит инструктор по физической культуре Мельникова Ирина Владимировна
Цель. Повышение уровня компетенции родительской общественности в формировании здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ДОУ.
Задачи.
- Познакомить родителей с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий (кинезиологических упражнений, психогимнастики, пальчиковой и зрительной гимнастик).
- Обеспечить психологический комфорт всем участникам образовательного процесса.
- Повысить уровень взаимодействия и сотрудничества родительской общественности и педагогического состава учреждения.
- Практически отработать выполнение некоторых видов упражнений с родителями.
- Представить печатно-наглядную информацию по данному вопросу (листовки, буклеты) от учителей-логопедов, педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Оборудование. Столы, стулья по количеству родителей. Наборы карандашей, ручек и листов бумаги для заданий. Музыкальное сопровождение. Мультимедийная установка (экран, ноутбук и видеосистема) для просмотра презентации по теме: «Один день из нашей группы». Наборы буклетов (раздаточный материал), сборников, журналов по теме, стенд для материала. Коробочка «Вы спросили». Бейдж с инициалами.
Ход мастер-класса.
Родители проходят в спортивный зал и рассаживаются за столы.
Инструктор. Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что Вы нашли время и откликнулись на наше приглашение принять участие в проведении мастер-класса. Мы вновь собрались для обмена опытом и решения задач по улучшению качества нашего взаимодействия через применение современных моделей деятельности ДОУ. Прошу Вас писать вопросы на листочках и в коробочку «Вы спросили» складывать. После я отвечу на них. Меня Вы знаете, но представлюсь ещё раз. Я - инструктор по физической культуре Ирина Владимировна.
Сегодня поговорим об использовании здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях нашего ДОУ по образовательной области «Физическое развитие»
На экране слайд с заставкой с темой и девизом
Умеренно и своевременно занимающийся
физическими упражнениями человек,
не нуждается ни в каком лечении,
направленном на устранение болезни.
Мудрость
Целью деятельности учреждение ставит создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. Каждый вид деятельности представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения и психомоторики. Движения - это почти единственная форма жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении.
На слайде картинки по теме
В основе всех видов движений человека лежит управляемая работа его двигательного аппарата. Движения обеспечивают целенаправленное перемещение звеньев тела человека в пространстве, осуществляемое посредством мышечных напряжений, с использованием упруго-вязких свойств мышц, инерционных сил, взаимодействующих с внешними силами (сила тяжести, сила трения и т.п.). Работа мышц и управление движениями осуществляются под контролем центральной нервной системы и обеспечиваются физиологической активностью других систем организма, действующих согласованно в сложном взаимодействии друг с другом. Управление движениями осуществляется под контролем центральной нервной системы и обеспечивается физиологической активностью других систем организма, действующих согласованно в сложном взаимодействии друг с другом. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Систематическое, целенаправленное применение упражнений на развитие пластичности, координации и согласованности, ритмичности являются эффективным средством в формировании культуры движений детей. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По нашему мнению, формами такой работы могут стать комплексы здоровьесберегающих технологий. К ним относятся - кинезиологические упражнения, психогимнастика и другие гимнастики.
По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. На слайде картинка по теме и краткая информация
Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость и излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения!
Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 10-15 минут, желательно в спокойной обстановке.
Вот посмотрите, как, такие упражнения выполняют дети.
Просмотр презентации по теме: «Один день из нашей группы».
Инструктор. Хорошо видно, что ребята справляются с выполнением. Предлагаю Вам тоже выполнить ряд упражнений.
Например. Вы освободите руки и начнем.
Практическое задание для родителей.
Родители выполняют по показу педагога упражнения под музыкальное сопровождение.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Инструктор. Упражнения выполняются и в пространстве. Прошу выйти из-за столов. Предлагаю Вам следующие упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
На экране слайд
Что включают в себя комплексы упражнений?
- Глазодвигательные упражнения (глазная гимнастика) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
- Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.
- Упражнения на дыхание развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.
Практическое задание для родителей.
Родители выходят в середину зала для выполнения задания.
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. “Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3.“Паровозик”
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
4. “Робот”
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
5. “Маршировка”
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Инструктор. Хочу Вас похвалить за выполнение. Но отмечается затруднение в выполнении. Это естественно, так должно быть. Теперь немножко отдохнем.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Практическое задание для родителей.
Родители работают с карандашами и листом бумаги.
"Глаза и язык". Делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям. Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание. "Восьмерка". Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.
Инструктор. Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия.
Инструктор. Сейчас я отвечу на Ваши вопросы.
Вопросы от родителей.
Инструктор. Обращаю Ваше внимание на этот стенд. Здесь представлен материал по нашей обсуждаемой теме. Вы можете взять буклеты и листовки с собой, для более подробного ознакомления в домашних условиях.
В результате формирования здоровьесберегающей среды и внедрения элементов оздоровительных техник и методик, мы создаем благоприятные условия для повышения качества образовательной деятельности детей, коррекции нарушений в двигательной сфере и компенсации нарушенных функций, оптимальные условия для интеллектуального и психомоторного развития ребенка. Эффективность работы отмечается положительной динамикой изменений в развитии детей, в раскрытии резервных возможностей и самостоятельности в повседневной жизни.
Рефлексия участников (что узнали, интересно, прояснили некоторые аспекты и т.п.)
Инструктор. На этом наш мастер-класс заканчивается. Желаю успехов и хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей.
В данной работе приводится система работы с использованием кинезиологических упражнений с детьми с онр....
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....
«Фонематический слух - основа правильной речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».
Что же такое фонематический слух? Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение...
Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. Методиче...
Формирование связной речи и коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование грамматического строя речи у...