Консультация «Знакомство с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги»
консультация на тему

Яшина Наталья Вячеславовна

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга – особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области

«ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ИЗВЕСТНЫХ МАСТЕРОВ ДЕТСКОЙ КНИГИ»

http://www.ya-roditel.ru/upload/medialibrary/8fb/8fbc986b519c32c4f07313598c1394db.jpg

Подготовила: воспитатель

Яшина Н. В.

С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Ребенок еще не может даже говорить, не то чтобы читать, и понять содержание книги ему помогает художник–иллюстратор. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и даёт трактовку, зрительную интерпретацию, своё понимание событий и образов. http://medvoice.ru/wp-content/uploads/2016/01/mama-chitaet-malyshu1.jpg

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга – особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.                                                                                                          

Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат детям указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

Первые книги для детей младшего дошкольного возраста – это книжки–игрушки (образы), где на каждой страничке изображен один и тот же герой, но предстает он по-разному. При знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация в детской книжке помогает полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот, иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на её содержании, можно показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте.

    При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Далее с детьми прослеживаем, как меняется герой на каждой страничке, задаем вопросы: кто это или что здесь изображено, как выглядят герои, какие они?  Постепенно у детей формируется представление о книге как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным текстом, запоминают и радостно находят любимых героев, выполняют игровые действия (мяукают, лают, кормят зайчика). Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор, народные песенки, потешки, прибаутки легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации таких художников как Ю.Васнецов, В.Сутеев насыщают зрительное восприятие детей, делают книгу источником положительных эмоций.       

 На следующем этапе можно познакомить детей с книжками, где один герой повторяется, а новые вводятся постепенно, например, как в книге В.Сутеева «Кто сказал «мяу»? Это дает возможность ребенку распределить свое внимание, видеть и слышать одновременно.  Здесь самое главное, обратить внимание на выразительность образов, на их эмоциональное состояние, вызвать у детей желание сопереживать героям, помогать им. Разглядывая книжку с картинками, ребенок получает истинную радость и удовлетворение от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и зримых образов. Иллюстрация дает простор и собственному творчеству ребенка, его воображению.Картинки по запросу сутеев кто сказал мяу

  В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В этом ему поможет рисунок, раскрывающий внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий штрихов.

    Внимание детей нужно привлекать к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника – иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально- нравственные и эстетические определения. Постепенно у детей формируется интерес, эмоциональная отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. Можно предложить ребенку побыть в роли художника – иллюстратора. После выполнения работы устроить выставку детских работ.http://www.lesepatenschaft.at/uploads/tx_imagecycle/03.jpg

 Рассматривая картинки-иллюстрации можно использовать приём соотнесения фраз текста с рисунками. Читая крошечный отрывок, попросите прошу ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: можно показать картинку и попросить ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.              

  В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учёта всех характеристик героя. Работа с детьми данного возраста, направлена на развитие эстетического вкуса: учим детей понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства. С овладением определённых навыков и умений в рассматривании иллюстрации, дети уже способны самостоятельно оценивать картинки - иллюстрации: отвечать на вопросы «Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?». Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

 Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в младшем возрасте, о многом они могут догадаться, многое вообразить. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний  холод, вьюга, осенний ветер. В очень редких случаях дети смотрят картины молча.  Целесообразно вовлекать их в диалог, поддерживать разговоры детей, учить их эстетически оценивать, рассуждать по содержанию иллюстрации, закреплять образные слова, придуманные автором.                                                                                         https://bismarckstate.edu/uploads/100/Boyreading.jpg

В зависимости от возраста детей меняются и приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:

  • узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");
  • соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам... "; "Какие слова подходят к этой картинке?");
  • оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя;
  • оценка расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?")
  •  сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.    

       

           В результате ребенок понимает, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его. Данная специфика помогает воспитывать у детей любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание, умение отвечать на вопросы, бережно относиться к книгам.

Интернет-ресурс:

aktalant.ru/uploads/article_file/118/znakomstvo_s_knizhnoj_grafikoj.docx                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Знакомство с книжной графикой"

Консультация для воспитателей подготовительной группы...

Консультация :"Знакомство с художниками и их творчеством"

Биография и творческий путь знаменитых художников...

Сценарий НОД в подготовительной к школе группе по знакомству с творчеством известного кинорежиссера А.А. Роу Тема: «Прекрасен мир волшебных сказок»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Тема НОД: «Прекрасен мир волшебных сказок»Цель: познакомить детей 6 – 7 лет с фильмами – сказками известного кинорежиссера А.А. Роу.Задачи:1.Развиват...

Конспект "«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных...

Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина»

   Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстраторадетских книг Евгения Ивановича Чарушина»...