Конспект "«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Васильева Татьяна Викторовна

познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charushin.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

НОД для детей 1 подготовительной группы

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора

детских книг Е.И. Чарушина»

Подготовила и провела

Т.В. Васильева

Санкт-Петербург

2021

Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, развивать художественное восприятие иллюстраций.

2. Совершенствовать монологическую, связную речь; умение внимательно слушать, эмоционально сопереживать героям, последовательно рассказывать, отвечать на вопросы развернутым предложением.

3. Формировать и активизировать словарь (слова-признаки, слова – действия, согласование существительных и прилагательных, «художник-иллюстратор», «анималист»).

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность детей, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективной работе.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказов «Томка», «Волчишко», «Два медведя», «Тюпа»

Здоровье сберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательно-исследовательская - формировать представление о творчестве и его результатах.

2. Социально-коммуникативная - приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, развивать творчество в труде. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Художественно-эстетическая - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.

4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.

Предварительная работа: чтение рассказов «Томка», «Волчишко», «Два медведя», «Тюпа»

Материал к занятию:

Выставка книг Е. И. Чарушина, авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Волчишка», «Лисята», портрет Е. И. Чарушина, Газета с иллюстрациями Чарушина и краткая биография

Ход занятия:

Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это (книжки)

И еще одна загадка

Он пишет красками пейзаж,

Он и портрет напишет наш.

У него мольберт, треножник.

Вот берёт он карандаш…

Сразу ясно всем (художник)

В:- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем с вами говорить?

(ответы детей)

В. -Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Мы продолжим знакомство с творчеством писателя и художника известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных Е.И. Чарушине.

Рассказ ребенка о Е.Чарушине

Е. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас это г.Киров). Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. Отец его был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Он много путешествовал по лесам, рисовал животных и птиц. Потом эти зарисовки и наблюдения Евгений Чарушин использовал в иллюстрациях, а также в рассказах о животных.

В.- А что такое иллюстрация?

В.- Верно, слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.

Рассматривание выставки книг.

В: -  Книги Евгения Ивановича Чарушина  невозможно не узнать. Вот притаился крохотный пушистый котёнок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. Так и хочется его погладить по пушистой тёплой шкурке. Но приглядитесь! Котёнок ли это? (Нет, маленький рысёнок с огромными глазами).

В.- Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать себе кружок

(В группе столы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый) нужно 6 квадратов, на которых изображены кружки четырех цветов, на обратной стороне разрезная иллюстрация, которую дети собирают в картинку и садятся за столы своего цвета и рисуют иллюстрацию животного, которую они собрали)) из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам и назвать рассказ (дети объединяются в команду).

- К какому рассказу иллюстрация? («Волчишко»)

-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин)

-О ком этот рассказ?

Дети - Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. Этим рассказом писатель хотел сказать, что животные, которые живут в лесу, не могут жить в доме, Им все незнакомо, все ново, все пугало его и кот, и пес, и человек.

Воспитатель Рассмотрим следующую иллюстрацию книги «Тюпа».

Воспитатель. Почему котенка так назвали?

Дети. Он смешно тюпал губами, как будто разговаривал.

Воспитатель. Какой Тюпа?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Тюпа любит играть. Какой он?

Дети. Игривый.

Воспитатель. Тюпе все интересно. Какой он?

Дети. Любопытный.

Воспитатель. Объясните словосочетание «ловкач неуклюжий».

Воспитатель. Посмотрите на авторский рисунок и опишите котенка.

Дети. Пушистый котенок, ушки торчком, глаза широко открыты.

Воспитатель. К какому жанру можно отнести это произведение? Почему вы так считаете?

Дети. Это рассказ. Автор рассказывает, что было в жизни.

Воспитатель. Рассмотрим следующую иллюстрацию.

Кто изображен на картинке?

Д. Томка

В. Кто такой Томка?

Д. Это маленький щенок. Его звали Томка.

У. Вспомните слова, доказывающие, что это щенок.

Д. Загрызть, хвост кверху, нюхает.

В. Рассматриваем следующую иллюстрацию «Медвежата»

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке? (Медвежата)

В.- Почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

В. -Опишите их, какие они? (Рассуждения детей: дикие, мягкие как плюшевые, пушистые, хочется потрогать даже).

В.-Как вы думаете, как относится художник к ним?

В.  Мы говорим о Е. Чарушине – художнике, который рисует животных, таких художников называют «анималисты». Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Динамическая пауза

Ребята,а хотите немного размяться, отдохнуть? Давайте встанем с вами в круг. И потворяйте за мной движения:

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту.

Предлагаю вам пройти в «мастерскую» и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков задаю вопрос:

- Героя какого рассказа, сказки ты изобразил? Какой цвет краски использовал? Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

В. -Ребята, скажите о творчестве какого художника и писателя мы сегодня с вами говорили? О ком его рассказы, иллюстрации?

В. – Каким человеком был Евгений Иванович Чарушин? ( Очень добрый, понимал и любил животных).

- А кем он был для птиц и зверей (Евгений Иванович был другом природы, другом зверей).

В. Какое новое слово вы сегодня узнали?

Д. Иллюстратор

В. Вам понравилось быть иллюстраторами?

Д. Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с творчеством художников»

Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с творчеством художников» ...

Конспект НОД на тему "Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина"

Цель. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.Задачи:1. Познакомить с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.2. Чтение рассказа Е.И.Чарушина "Почему Тюпу назвали Тюпой...

Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Познакомить детей с работами известного писателя Е.И. Чарушина...

Перспективное планирование на тему "Ознакомление детей с творчеством художников- иллюстраторов"

Развиваем у детей старшего дошкольного возраста способность видеть,понимать и любить изобразительное искусство....

Перспективный план работы по теме "Ознакомление детей с творчеством художников - пейзажистов" (группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет)

Очень важно развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа....

Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина»

   Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстраторадетских книг Евгения Ивановича Чарушина»...

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника – иллюстратора В. В. Лебедева Тема: «Разноцветные картинки». Старшая группа

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника – иллюстратора В. В. ЛебедеваТема: «Разноцветные картинки»Цель: Создание условий для расширения представлений...