Главные вкладки

    Консультация для воспитателей и родителей: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
    консультация по теме

    Попова Светлана Геннадьевна

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_konsultatsiyamat._igry2.docx271.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

    Подготовила: воспитатель высшей

    квалификационной категории

    Попова Светлана Геннадьевна

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий.  игра – это искра, зажигающая огонёк, пытливости, любознательности.                                     

     В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

    У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

    Что же такое логическое мышление?

    Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. 

    Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

     В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей  дошкольного возраста.

    Актуальность

    Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз по скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы. Быстро устают, а это ведет к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом,  используют, в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Эти игры помогают сформировать у детей элементарные математические представления, развивать логическое мышление, учат самостоятельно мыслить, а также доставляют им радость от процесса познания

    Зачем нужна логика маленькому ребенку?  Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

    Как вы сами, знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

    Цель:

    - создание условий для интеллектуального развития детей  дошкольного возраста.

    развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

    Задачи:

    1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

    2) Увеличение объема внимания и памяти.

    3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) .

    4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

    5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

    7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

    . 

    УСЛОВИЯ: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.) 


    Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Характеристика логических операций:

    Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

    Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

    Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра«Сложи фигуру»«Построй домик» и др;

    Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры«Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

    Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

    Классификация включает 2 логических действия:

    Выделение общего признака – основание классификации;

    Деление на классы по основанию классификации.

    Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

    Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию; выполнение практических действий, для получения необходимой информации; ситуации.

    Диалогические методы: беседа, формулировка выводов, проблемные вопросы

    1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение), проблемные ситуации.

    2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

    3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

    .

    В своей работе мы  используем технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

    Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

    (Кубики Никитина слайд№8)

    Хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, целостному восприятию. и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

    Сложи узор.

    В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

    Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. (10) 


     Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции. (11)


    Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п. 

    Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

    Это игры «Танграм»«Волшебный круг»«Колумбово яйцо»«Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Слайд №12)

    Сложи квадрат.

    Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.( Слайд 12)

    Собери фигуру из палочек. (слайд№11)

    Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

    Дидактические играы  «Веселая логика» , «Весёлые фигуры» , «Фигура заблудилась», «Цветные флаги», «Фигуры -сестрички», «фигуры- парочки» развивают логическое мышление, зрительную память, внимание, наблюдательность, учат классифицировать фигуры по цвету и форме

    .

    .

    А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Это связывание между собой разных знаний, чтобы в итоге получился ответ на поставленный вопрос. Все виды логического мышления тесно связаны с речью.

    (Практическая часть – выполнение игр и упражнений, призы.)Игры «Ход гусеницы»…. «Арифметический тир» давайте поиграем! Хочу еще представить вашему вниманию электронные игры: «Заполни таблицу», «Найди отличия между рисунками», «Форма и цвет»,» «Четвертый лишний». «Треугольники», «Что сначала, что потом», «Последовательность из трёх элементов»


    Заключение.

    Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

    Презентация 

    Наша  задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

    Дети учатся играть, логически размышлять, примерять на себя роль детей. Родители подходят на индивидуальные беседы, консультации: какие игры, упражнения можно использовать дома.

     Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали: более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не». 

    Для привлечения родителей к этим играм используют различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие.

    Консультация на тему:

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

    У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

    Что же такое логическое мышление?

    Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. 

    Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

     В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Для развития логического мышления   выделяются   следующие задачи:

    1. Развитие у детей интереса к решению познавательных, творческих задач,

    к разнообразной интеллектуальной деятельности;

    2.Развитие умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.   

    3. Развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники.

    4. Повышение способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

    Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
    На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах
    , о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.  

               Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх.

     Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.

    Так же для развития логико-математического мышления используется игра «Танграм». «Танграм» часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, состоящая из семи фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

    Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

    1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение)

    2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

    3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

    Также необходимым является соблюдение требований к методическому обеспечению:

    1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

    2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

    3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).

    4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную

    деятельность, поощрять проявление инициативы.

    Для привлечения родителей к этим играм используют различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие.

    7                        5                                        >

    10                        6                                        >

    9                        9                                        =

    5                        8                                        <                        

    7                     10                                        <

    4                        5                                        <

    8                     10                                        <

    12                        9                                        >                                

    7                        3                                        >

    9                        9                                        =


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

    ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

    Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

    Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

            Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

    Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"

    Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия....

    Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...