Консультация для родителей «Значение прогулки для малышей"
консультация (младшая группа) на тему

Баландина Вера Юрьевна

Стендовая информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_progulke.docx148.53 КБ

Предварительный просмотр:

Значение прогулки для малышей

Прогулка является эффективной частью педагогического процесса, ребенок получает возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у малыша интерес к окружающему, активизирует его деятельность. Усвоение знаний и умений каждым ребенком может осуществляться  лишь при условии правильного сочетания  его умственных и практических действий.

          В структуру ежедневных прогулок обязательно входит наблюдение: за явлениями природы, за животным или растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение  имеет наблюдение за животными, птицами,  насекомыми. Внимание детей с раннего возраста привлекают они своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Не остается ребенок равнодушным  и к тем изменениям в растительном мире, которые происходят в разные сезоны года. В каждом из видов наблюдений решаются конкретные воспитательные и образовательные задачи: обогащение детей знаниями об окружающем, развитие памяти, мышления, наблюдательности, воспитание нравственных качеств и черт характера, формирование любви к родной природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного.

         Наблюдения обычно носят кратковременный характер, не более 5 -7 минут. В процессе планомерной работы время отдельных видов наблюдений увеличивается. Кратковременность наблюдений не исключает действенного характера любого из них.  Например, первое знакомство с животными строится таким образом, чтобы быть как можно ближе к живому существу и то же время понять, что к любому животному нужно относится бережно, ласково. При знакомстве с растительным миром внимание детей в первую очередь обращают на самое яркое, впечатляющее (цвет, форма). Взрослый словесно поясняет то, что дети видят, предоставляет им возможность бережно прикоснуться, скажем, к цветку, понюхать его, если возможно, попробовать на вкус овощи, фрукты, ощутить их вес, ознакомиться с характером поверхности. Широкое включение системы анализаторов ребенка в процессе познания способствует обогащению познавательной деятельности каждого малыша. Благодаря систематической работе  дети к трем годам могут рассказать, кто клюёт, а кто грызёт, кто летает, а кто бегает, плавает. Трехлетний малыш может объяснить, что ворона, голубь и воробей – птицы; ромашка, мак, колокольчик – цветы. Дети знают, что яблоки растут на деревьях, а морковь, редис, капуста – на огородных грядках.

         Интерес детей к окружающему миру предметов и явлений поддерживается переменой места наблюдений. С детьми 3 лет можно выйти за пределы участка с целью закрепления и уточнения знаний о видах транспорта, рассмотрения убранства близлежащей улицы к празднику Для закрепления и уточнения знаний, полученных в ходе того или иного наблюдения, детям следует предлагать выполнить какое-либо задание. Это может быть  простое поручение – набрать шишек, желудей – или же игровое упражнение: найти дерево, куст, собрать листья определенного цвета и т.д. В ходе выполнения такого рода заданий  происходит дальнейшее накопление детьми чувственного опыта, у них развивается наблюдательность, память, внимание.

         Непосредственные действия с доступным природным материалом способствуют конкретизации представлений о свойствах и качествах предметов. Вместе с тем следует подчеркнуть, что выполнение порученного не должно являться самоцелью. Для детей большое значение имеет знание, для чего это нужно, каков конечный результат их собственных усилий. Поэтому взрослый обязательно использует природный материал, собранный детьми: из желудей выкладывает всевозможные узоры, из собранных листьев делает шапочки, пояса. Процесс наблюдений можно закончить разного рода обследовательскими действиями: кролику предложить веточку клевера и елки – что кролик ест. Или: снежинка не тает на варежке, а на ладошке тает. Почему? Взрослый не всегда спешит с ответом, предоставляя детям возможность самим подумать.

         В зависимости от вида наблюдения живой природы (особенно за трудом взрослых), наблюдения с детьми целесообразно заканчивать предложением включится в совместные со взрослым трудовые действия. Например, наблюдали за кроликом, а потом принесли ему скошенной травки, воды. В силу свойственной ребенку активности он не может оставаться в стороне от интересующих его дел и с удовольствием включается по мере возможностей в ту или иную работу, выполняемую взрослым. Первые элементарные трудовые действия детей имеют большое образовательное и воспитательное значение. Ребенок, действуя с природным материалом, обогащает свой чувственный опыт, например, действуя с песком, он познает его разные свойства.

         В процессе трудовых действий обогащается речь ребенка, совершенствуется ориентировка в окружающем, память, внимание Малыши учатся соотносить свои действия с действиями сверстников, по предложению взрослого  оказывать друг другу посильную помощь, бережно относится к окружающей природе, заботится о живых существах. При выполнении задания у них начинают формироваться элементарные трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования. Например: Дети могут взять в определенном месте ведерки и наполнить их песком или снегом.  Такие поручения кратковременны, поэтому их можно повторить их два  раза.        

Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка. Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

      Дети младшего дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.

      Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников.

          Велико влияние движений на развитие речи детей. Рядом исследователей доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее идет развитие у него речи.

           На прогулке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем что их окружает.

      Общение с природой важный компонент в нравственном развитии ребенка, настраивает на сохранение, заботу, защиту.

Плюсы прогулки:

  • повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
  •  содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
  • формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
  • формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
  • идет ускоренное развитие речи через движение;
  • воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
  • развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...

Консультация для родителей «Значение зимней прогулки для детей»

Вот север, тучи нагоняяДохнул, завыл и вот самаИдет Волшебница - зима Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья. Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хо...

Консультация для родителей "Значение зимней прогулки для детей дошкольного возраста"

Дать понять  родителям, что не нужно бояться прогулок в детском саду, так как прогулки оздоравливают, поднимают настроение....

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Развиваем мелкую моторику у детей - повышаем интеллект. Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного фор...