Консультация для родителей "В каких случаях действительно необходим логопед?"
консультация по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kakih_sluchayah_deystvitelno_neobhodim_logoped.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В каких случаях действительно необходим логопед?

Материал подготовила: учитель-логопед Щеколдина Т.С.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний процесс, имеющий определенные этапы и сроки. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению понятиями, к обобщенному восприятию окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих действий. Однако зачастую родители не осознают важность своевременного и полноценного речевого развития и обращают внимание на речь ребенка в момент его поступления в школу. А делать это надо намного раньше. Проверьте себя:

-помните ли Вы, когда у ребенка появились гуление и лепет?

- когда сказал первое слово, предложение?

- когда научился правильно произносить звуки?

- придумывал ли он сам слова?

- задавал ли Вам вопросы?

- просил ли объяснить значение непонятных слов?

Чтобы положительно ответить на все эти вопросы, надо с самого раннего возраста уделять внимание речевому развитию ребенка. А чтобы заметить проблемы в развитии речи, родителям необходимо знать, какой должна быть речь ребенка в различные возрастные периоды, что должно насторожить и стать причиной визита к логопеду. Несмотря на то, что речевое развитие среди  современных детей крайне неравномерно и имеет тенденцию к более позднему началу речи, все же существуют определенные речевые маячки, свидетельствующие о возможных речевых проблемах в будущем или о их наличии уже сейчас.

К концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним. Примерно в 3 месяца появляется гуление (ребенок произносит гласные и согласные г, к, н), которое должно быть у всех детей. Отсутствие гуления должно стать причиной визита к педиатру и неврологу. Период 6-8 месяцев – это время лепета, когда малыш повторяет одинаковые слоги. Наличие лепета – важнейший показатель нормального развития речи. У детей с речевой патологией лепет крайне бедный или совсем отсутствует. В этом случае желательна консультация невролога и логопеда, которые могут дать рекомендации по стимулированию речевого развития малыша.  

Еще одним важным показателем речевого развития ребенка является развитие понимания обращенной речи. Оно формируется постепенно и в среднем в возрасте около 1 года ребенок начинает понимать окружающих его людей, показывать по просьбе игрушки, предметы, знакомых лиц. В дальнейшем понимание речи совершенствуется и значительно опережает развитие активной речи ребенка.

Примерно к 1 году у детей появляются первые слова. И хотя эти слова крайне простые (состоят из одного-двух слогов: ма, баба, бах, дай), но в сознании ребенка эти звуковые комплексы уже соотнесены с конкретными лицами, предметами, действиями и употребляются не случайно, а произвольно. Дальнейшее речевое развитие у разных детей протекает разными темпами, но существуют моменты, которые должны насторожить внимательных родителей в возрасте  до 3 лет:

- новые слова больше не появляются;

- ребенок перестал использовать слова, которые уже появились;

- ребенок «застрял» на словах, состоящих только из одного первого слога, структура слов не усложняется;

- ребенок говорит на «птичьем языке»: есть слова и даже подобия предложений, но их звуковое наполнение - это непонятный набор звуков;

- ребенок недостаточно понимает обращенную к нему речь.

Все вышеперечисленные проблемы являются поводом посетить логопеда и невролога.

В 3 года малыш имеет полное право искажать и заменять звуки, допускать грамматические ошибки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок плохо понимает обращенную речь или понимает, но при этом не разговаривает – срочно к логопеду!

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Если окружающие плохо понимают речь четырехлетнего ребенка, нужно выяснить у логопеда причину и, возможно, приступить к логопедическим занятиям.

К 5 годам речь ребенка в норме практически сформирована: достаточный словарный запас, речь грамматически правильная, развито словообразование, используются простые распространенные и сложные предложения. Ребенок еще может не выговаривать звук «Р». Если у ребенка выявляются пробелы хотя бы в одном из перечисленных моментов, нужна помощь логопеда.

Ко времени поступления в школу ребенок должен научиться говорить связно и грамотно, правильно произнося и хорошо различая все звуки речи. Полноценная речь – залог успешного обучения в школе.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в каких случаях действительно необходим логопед

в каких ситуациях нужен логопед...

В каких случаях нужна консультация и помощь логопеда?

Если у Вас возникли вопросы, сомнения по поводу речевого развития ребенка, вы можете записаться на индивидуальную консультацию к логопеду. Пpoфeccиoнaльный лoгoпeд пpoвeдeт пoлную диaгнocтику peчeвыx ...

В каких случаях действительно необходим логопед?

В идеале, даже когда речь вашего ребенка, на ваш взгляд, развита хорошо, все-таки стоит посетить вместе с малышом консультацию логопеда. Лишним это не будет точно. Мы привыкли, что работа логопеда свя...

Статья "В каких случаях действительно необходим логопед?"

Советы для родителей: в каких случаях и как выбрать специалиста для ребёнка.Что для этого необходимо, поможет узнать эта статья....

Статья "В каких случаях действительно необходим логопед?"

В каких случаях действительно необходим логопед? В идеале, даже когда речь вашего ребенка, на ваш взгляд, развита хорошо, все- таки стоит посетить вместе с малышом консультацию логопеда. Лишни...

Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с запущенными речевыми проблемами, когда для их устранения требуется длительное время. Как правило, к логопеду начинают обращаться в 5 – 6 лет. Бытует мнение ...