Семинар-практикум для родителей "Как знакомить детей с временными понятиями?"
методическая разработка на тему

Косарева Ольга Александровна

Информация будет интересна родителям, педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_o_vremeni.odt16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: Как знакомить детей с временными понятиями?

Подготовила:

учитель-дефектолог

Косарева О.А.

Саров - 2018


Семинар-практикум для родителей

«Как знакомить детей с временными понятиями?»

Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития временных представлений у детей

Задачи:

∙•••••• показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;

∙•••••• научить игровым приемам развития временных представлений у детей;

∙•••••• развивать творческую активность родителей.

Ход семинара-практикума

Теоретическая часть

- Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как подойти к вопросу изучения с ребенком временных понятий.

Пространство и время – сложная категория для познания дошкольников.

Время – имеет свойство длительности протекания процессов. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».

Время имеет ряд особенностей: характеризуется текучестью, время необратимо, недоступно созерцанию, не имеет наглядных форм, со временем нельзя совершать каких-либо действий (время можно только прожить), словесные обозначения времени условны, нестабильны и носят переходный характер (утро перетекает в день, а день в вечер), для восприятия времени у человека нет специального анализатора (глаз – свет, звук – ухо).

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам. Умение ребенка регулировать и планировать свою деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, которые необходимы ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Дошкольников обучают мерам времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год)


Практическая часть

        Начинать знакомить ребенка с временными понятиями лучше всего с разговоров о том, что происходит за окном. Попутно хорошо бы подготовить для малыша демонстрационный материал.

Распечатайте 4 картинки, на которых изображен объект в разное время суток: утро, день, вечер, ночь. Подпишите крупными буквами картинки (части суток). Под картинками хорошо бы повесить текст стихотворения (или выучить его наизусть). И во время просмотра картинок рассказывать ребенку стихотворение.

Для того, что изучение превратилось в игру предлагаю вам создать интересный паровозик «Неделька». Заниматься по паровозику нужно переставляя каждый день фото ребенка на новый вагончик. На каждом вагончике написан день недели и расположено столько окон, какой этот день недели по счету. Под вагончиком расположены переставные таблички: вчера, сегодня, завтра, которые также каждый день меняют свое расположение.

Хорошо бы создать календарь наблюдений за погодой. Вы выставляете месяц, день недели, число и иллюстрируете погоду за окном: тучи, солнце, дождь, снег и т.д. Можно для такого календаря сделать термометр (но это уже для деток постарше). Варианты подобного календаря есть в бумажном варианте или на магнитах (специально для холодильника)

Можно создать на стене или в специально отведенном месте галерею картин, иллюстрирующих каждый месяц сезона. Чтобы ребенок зрительно видел изменения, которые происходят от месяца к месяцу. Если место на стенах не позволяет сделать такого наглядного пособия, то для этого можно завести альбом или папку с фотографиями.

Что можно делать еще?

∙•••••• Объяснять периодически и обращать внимание на время суток, день недели, сезон (месяц) подключать более усилено фото по месяцам и презентации

∙•••••• В течение дня говорите малышу, что было утром, а что будет вечером (малыш постарше может попробовать сам рассказать), так же употребляйте слова «сейчас», «сначала», «потом»

∙•••••• Читать книги со стихами про части суток, дни недели, времена года

∙•••••• Играть в потешки-загадки, например:

***

Раскинут ковер (руки развести в стороны ладошками вверх),

Рассыпан горох (пальчики собраны в щепотку, показываем как бросаем горошек);

Ни ковра не поднять (ладошки прильнули к щечкам),

Ни гороху собрать (качаем головой).

Что это ? («Небо и звезды»)

***

Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дуем и разводим ручки)

А как выпустит из рук — (Поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)

Что это за шар? («Солнце»)

***

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

(Дни недели)

Изучайте временные понятия во время творческих занятий:

∙•••••• Предложите слепить из пластилина звездочки, месяц, солнышко

∙•••••• Предложите порисовать «утренние, дневные, вечерние, ночные картины». Обратите внимание малыша на цвет и свет (теплоту) краски

∙•••••• Предложите малышу сделать панно «Звездное небо»: вырежьте круг, пусть малыш раскрасит его пальчиками в темно-синий цвет, а теперь наклейте вместе желтые горошины, или прилепите пластилиновые шарики желтого цвета, или из приклейте квадратики из золотинки от конфет.

∙•••••• Понаблюдайте из окошка, обратите внимание на то, что малыш видит утром, днем, вечером, ночью (поздним вечером)

∙•••••• Посмотрите с малышом ВЫСТАВКУ «Время суток в картинах известных художников»

∙•••••• Посмотрите фотографии – иллюстрации книжек. Расскажите маленькую историю – какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с животными.

∙•••••• Сделайте четыре маленькие картиночки (нарисуйте, вырежьте из журналов) или возьмите фотографии времени суток. И предложите малышу расположить картинки в нужном порядке (слева направо). Если малышу сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А малыш тогда попробует правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом.

∙•••••• Поиграйте в «Верно или нет?». Если высказывание мамы верно, то малыш складывает ручки как во сне, если нет, хлопает в ладоши и стучит ногами. Перед сном нужно: почистить зубы и умыться; попрыгать и побегать; проветрить комнату

∙•••••• Предложите малышу разрезные картинки (открытки, иллюстрации из журналов и книжек, фотографии – сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток, например вид из вашего окна )

∙•••••• Сделайте из мозаики звездное небо (синее небо с желтыми звездами)

∙•••••• Постройте из кубиков кроватку, ванночку, стол с лавкой и др. И обыграйте вместе с ним и маленькими игрушками одни сутки (как они встают с кроватки, как идут умываться, как гуляют, как обедают, как играют, как ложатся спать)

∙•••••• Читающим малышам можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке с обозначением частей суток или времен года

Литература:

1.    Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1991г.

2.    Лебеденко Е.Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2003 г.

3.    Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999г.

4.    Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991г.

5.    Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим детей со временем.

Рекомендации родителям, при знакомстве дошкольников с временными понятиями....

Консультация для родителей на тему: "Знакомим детей со временем"

Как познакомить детей с понятием сутки, неделя, месяц, год....

Знакомим детей со временем

Ориентироваться во времени – трудный навык. Овладеть им непросто. И то, насколько успешно будет осваивать эту особую науку малыш, зависит от нас с вами....

Знакомим детей со временем

Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сна...

Консультация «Знакомим детей со временем года Осень»

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки ра...

Консультация для родителей "Знакомим детей с временами года!"

Рекомендации родителям, как интереснее познакомить детей с временами года....