«Мелкая моторика и почему её так важно развивать у детей в младшем дошкольном возрасте?»
статья (младшая группа) по теме

Швандырева Елена Николаевна

В статье даютс советы, как с помощью игры развивать мелкую моторику рук у детей в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель 1 младшей группы                                                                          Швандырева Елена Николаевна                                                                                                  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101» г. Воронеж

        Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкой моторикой называют способность детей выполнять точных  мелких движениями пальцами и кистями ног и рук в результате в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной.

        Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь, к тому же мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память. Ещё развитие навыков мелкой моторики важно  и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, в дальнейшем это облегчит приобретение навыков письма.

        Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. "Пальчиковые игры" - это выполнение разнообразных движений пальцами обеих рук, которые сопровождаются стишками, шутками, потешками, инсценировками каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, они ещё мгновенно переключают внимание малыша с капризов на телесные ощущения – и успокаивают.

Например:

Котятки.

Все котятки мыли лапки

Вот так! Вот так!

(дети изображают мытьё рук)

Мыли ушки, мыли брюшки

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко – сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

Семья.

(Пальцы спрятаны в кулак)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Дети поочерёдно разгибают пальчики)

        Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные на мелкую моторику.   Очень хорошо развивает моторику рук, когда ребёнок учится  действовать с пластилином, глиной или тестом. Катание, разминание, вытягивание, сплющивание – это те движения, которые ребёнок должен совершать пальчиками и ладонями одновременно.

        Отлично развивают моторику детей навыки самообслуживания: процесс одевания, застёгивания пуговиц, завязывание шнурков, мытьё рук и т. д. Эти действия постепенно усовершенствуют моторику пальцев рук и приучают к самостоятельности.

Поскольку, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев  используют разнообразные игры.

Игры с различными предметами и материалами.

Игры с застёжками – это застёгивание расстёгивание молний, пуговиц, кнопок. Одевание и раздевание кукол.

Игры с прищепками.

Разноцветные прищепки для белья – отличная игрушка для малышей. Для начало надо обучить детей раскрывать прищепки большими и указательными пальцами.

  • Бусы из прищепок.
  • Укрась коробку (ведро) прищепками.
  • Развесь кукольную одежду на верёвку.
  • Использование различных шаблонов в которых с помощью прищепок надо прикрепить не достающие элементы.

Игры с мелкими предметами:

Сортировка крупы.

  • Накорми курочку, петушка, цыплёнка.

Разложить  по тарелочкам крупы: петушку – фасоль, курочке – горох, цыплёнку – гречку.

  • Выложи дорожку «камешками».

Выложить дорожку на пластилине из крупы: медведю из фасоли, лисичке из гороха, белочке из гречки.

        Мелкие предметы и отверстия. Этот вид игр, отлично развивает, заключается в следующем: ребёнку предлагают опускать мелкие предметы (монеты, пуговицы и т. д.) в мелкие отверстия, которые проделаны в баночках, бутылочках.

Игры с нанизыванием мелких предметов.

  • Собери бусы из пуговиц, макарон, деревянных бусинок, кубиков и т. д.                

        Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, на укрепление пальчиков, что в дальнейшем  необходимых для письма.

Песочная терапия.

Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.

Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.

Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.                                                                                             "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически, ежедневно.

        Несмотря на то, что в начале многие упражнения даются ребёнку с трудом, они приносят много радости и удовлетворения от достигаемых результатов. Таким образом, если будут развиваться  пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать

Рекомендации для родителей. Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки...

Консультация для родителей в младшей группе «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?   Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на вы...

«Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. ...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать».

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...

Консультация для родителей детей 2-3 лет "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать?"

Консультация для родителей детей 2-3 лет  "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать"Общие рекомендации для родителей.игры и упражнения....