Что важно знать родителю о дошкольном образовании
консультация (средняя группа) на тему

Кравченко Екатерина Васильевна

В статье обсуждаются следующие вопросы: влияние родительских установок на выбор образования ребенка; общие и индивидуальные стратегии дошкольного образования; критерии выбора дошкольного образовательного учреждения; новые подходы в отечественной дошкольной педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное пространство дошкольного образования представляет огромный рынок образовательных услуг самого различного характера. Причем из-за конкуренции дошкольные учреждения готовы отвечать практически любым спросам - от обучения каратэ с 3 лет до мультилингвального сада. Такое обилие услуг, открывая, казалось бы, широкие возможности для планирования образования ребенка, тем не менее, затрудняет выбор образовательного пути. Стремясь дать своему ребенку в первые 7 лет самое важное для его полноценного развития, родитель теряется, когда обнаруживает море услуг и предложений. В этом смысле у родителя сам собой напрашивается вопрос: "А что же самое важное для развития моего ребенка и что не так уж необходимо?" Цель статьи: сориентировать родителя в пространстве современного дошкольного образования. В статье обсуждаются следующие вопросы: влияние родительских установок на выбор образования ребенка; общие и индивидуальные стратегии дошкольного образования; критерии выбора дошкольного образовательного учреждения; новые подходы в отечественной дошкольной педагогике. К статье прилагается конспект игры-события для иллюстрации организации занятий в рамках событийного подхода в педагогике.

I. Родительские установки на образование ребенка

Одну из проблем при планировании образования ребенка и выборе образовательного пути составляют родительские представления о значимости дошкольного образования и связанные с ними установки. Суть проблемы заключается в характерной для родительского сознания спутанности установок на дошкольное образование, которая составляет основу для выбора непродуктивного образовательного пути и, как следствие, ведет к лишней трате денег. Анализ показывает, что большинство родителей, с одной стороны, стремятся создать для своего ребенка в первые 7 лет жизни как можно больше образовательных условий - платят за допуслуги в детских садах, водят в множество развивающих кружков и т.д.; с другой стороны, убеждены, что в целом ребенок может развиваться и без постороннего вмешательства, и потому при любых неблагоприятных обстоятельствах готовы оставить ребенка дома. В основе подобной спутанности установок на дошкольное образование лежат 2 фактора: во-первых, неверное представление о сущности развития ребенка; во-вторых, подмена плана образования ребенка собственными амбициями. Расскажу подробней о каждом из факторов.

1. Что нужно знать о развитии ребенка для правильного представления о роли дошкольного образования? В психологии выделено два фундаментальных по значению момента о развитии ребенка. Первый момент: развитие - не естественный, а искусственный процесс. Само по себе у ребенка ничего не развивается. Для развития необходимо создавать специальные условия. Одним из наиболее важных условий развития ребенка является обучение. Принцип "обучение ведет за собой развитие" является ключевым для понимания психического развития ребенка. Этот принцип, например, означает, что если не создается условий для развития речи, то ребенок сам по себе не заговорит. Второй момент: условия развития всегда специфичны. Развитие - процесс поэтапный. На каждом этапе одни воздействия играют главное значение, другие - второстепенное. Принцип "каждому возрасту - своя деятельность" играет важное значение при проектировании дошкольного образования. Это принцип, например, означает, что если не развивать воображение в возрасте от 3 до 7 лет, то ребенок этой функцией уже не овладеет и творческие задачи решать не сможет.

2. Как влияют родительские амбиции на выбор и планирование образовательного пути для ребенка-дошкольника. Типичный комплекс, формирующий амбицию, базируется на чувстве неудовлетворенности своим детством, которое, в свою очередь, рождает желание сделать детство своего ребенка лучше. В целом, желание вложиться в образование своего ребенка - это позитивное чувство, однако, при недостаточной рефлексии оно ведет себя иррационально, побуждая выбирать лишнее вместо необходимого. Наблюдая за родителями, я не раз видел, как они, подыскивая дополнительное образование для своего ребенка, вместо познавательных занятий выбирали боевые искусства. Ничего не имею против обучения боевым искусствам, каллиграфии или английскому, а лишь призываю быть более критичным при планировании образования ребенка. Можно выделить, по крайней мере, два пункта, о которых следует думать родителю при вложении денег в образование ребенка. Первый пункт: насколько важен данный вид занятия в данном возрасте и решаются ли в нем возрастные задачи развития ребенка? Второй пункт: насколько значимы приобретаемые ребенком навыки для его будущего обучения и жизни, и как в дальнейшем планируется эти навыки развивать?

II. Общие и индивидуальные стратегии дошкольного образования

Многие родители ещё до рождения ребенка начинают мечтать о его будущем - каким он будет, когда вырастет. Что же следует учитывать, чтобы мечты о будущем ребенка соотносились с реальным развитием? При планировании дошкольного образования нужно знать две важных вещи о дошкольном детстве. Во-первых, дошкольное детство - это этап в развитии человека, у которого есть свои специфические возрастные задачи, от решения которых зависит успешность перехода на следующий возрастной этап. Во-вторых, дошкольное детство - это не подготовительный к школьному этап (не смотря на название), а этап сущностный, наиболее благоприятный для решения свойственных только данному возрасту задач. Обе эти вещи означают, что в дошкольном детстве для развития ребенка гораздо важнее, чтобы он решал свойственные ему именно в этом возрасте задачи, поскольку именно их решение благоприятствует его психическому и личностному развитию и образует фундамент для всего последующего развития. К примеру, для развития ребенка-дошкольника гораздо более значимой является задача обучения моделированию человеческих отношений в игре, нежели задача обучения чтению, письму или второму языку. Вместе с тем, при планировании индивидуальной стратегии образования (напр., если родители задались целью воспитать художника) наряду с общеразвивающими задачами могут также решаться и задачи индивидуального развития.

1. Какие именно общеразвивающие задачи необходимо решать ребенку в дошкольном детстве? Таких общеразвивающих задач существует два типа. Это, во-первых, задача развития общих способностей; во-вторых, задача широкой ориентировки в окружающем мире. 1.1. Под общими понимаются такие способности, которые участвуют осуществлении любых видов деятельности - труда, общения, обучения, творчества. Смысл различения способностей на общие и специальные состоит в том, что первые составляют базис для развития вторых. К примеру, для обучения ребенка второму языку необходимо развивать у него коммуникативные способности. Развивая коммуникативные способности, мы ориентируем ребенка в законах речевой коммуникации вообще, что задает основу для осмысленного отношения к овладению вторым, третьим и т.д. языками. 1.2. Дошкольное детство - особая эпоха в жизни человека, когда мозговые ресурсы предоставляют практически безграничные возможности для освоения огромного пласта культурного опыта, но не через знание, а через переживание. Создавая условия для проживания ребенком всего зримого мира (жизнь на различных континентах, разные исторические эпохи, космическое пространство и т.д.), мы закладываем образный фундамент для последующего развития процессов мышления и понимания. Например, ребенку, который в детстве играл с тенями, отбрасываемыми предметами на различные по форме поверхности, гораздо проще понять через образ тени сложное понятие "проекции".

2. Как же не в ущерб общеразвивающим задачам грамотно ставить перед ребенком также и задачи индивидуального развития? Расскажу об этом на примере обучения ребенка второму языку. При планировании индивидуального образования следует исходить из задач и принципов обучения в дошкольном детстве. Помимо вышеупомянутых двух задач о приоритете развития общих способностей и о широкой ориентировке в окружающем мире следует учитывать также принцип опоры на детские деятельности. 2.1. Задача обучения второму языку в дошкольном детстве должна заключаться не в бессмысленном разучивании иностранных слов и фраз, а в развитии навыков общения в ситуации коммуникации и формировании языкового чутья. 2.2. Обучение второму языку в дошкольном детстве должно состоять не в усвоении знаний о языке, а в опыте переживания реальной коммуникации и знакомстве с культурным пространством носителей языка. 2.3. Обучение второму языку в дошкольном детстве не может быть реализовано в форме учебной деятельности, а должно строиться, например, как сюжетная игра, персонажи которой общаются между собой на втором языке. Таким образом, задача обучения второму языку в дошкольном детстве может быть грамотно решена, если обучение второму языку развивает общие коммуникативные способности, реализуется как ориентировка в новом пространстве и непосредственно включено в игровую деятельность.

III. Критерии выбора дошкольного образовательного учреждения

Если в силу каких-либо причин родитель не отдает ребенка в государственный детский сад, перед ним возникает вопрос: Как заниматься образованием ребенка на протяжении дошкольного детства? Как правило, отвечая на этот вопрос, родители выбирают один из трех возможных путей: оставить ребенка дома, а по достижении им 6 лет оплатить курсы дошкольной подготовки; водить ребенка по развивающим кружкам или в группу кратковременного пребывания; оплатить образование ребенка в каком-нибудь частном детском саду. Расскажу подробнее о плюсах и минусах каждого варианта.

1. Перед родителем, который решает оставить ребенка дома, возникает задача самому заниматься образованием ребенка. При правильном и заранее спланированном на основе какой-либо программы образовании такая задача в принципе может быть решена, и ребенок успешно поступит в школу. Однако, эта задача требует от родителя, во-первых, ориентировки в педагогических подходах, программах, методиках, владения навыками планирования и организации занятий и методами организации игровой деятельности ребенка; во-вторых, затраты немалых средств на покупку обучающих материалов (предметные картинки, канцтовары, детские книжки), спортивного инвертаря (детский спорткомплекс), игрушек, игровых аксессуаров и материалов для организации игровой среды. На деле же никакой особой подготовки к образованию не происходит, занятия с ребенком если и проводятся, то бессистемно, в результате упускаются важнейшие линии развития, ребенок развивается однобоко и к 6 годам оказывается педагогически запущенным, а курсы дошкольной подготовки не только не помогают подготовиться к школе, а наоборот, в силу завышенных требований формируют негативное отношение к школе и неспособность усваивать знания в учебной деятельности.

2. В похожей ситуации оказывается родитель, который решает водить ребенка по образовательным кружкам или в группу кратковременного пребывания. По существу, перед ним, как и перед родителем, оставляющим ребенка дома, возникает задача самому решить, какое образование будет получать его ребенок на протяжении дошкольного детства. Поясню, что различие между образованием в развивающих кружках и гкп, с одной стороны, и в государственных и частных детских садах, с другой стороны, заключается как раз в уровне охвата образовательных потребностей ребенка. В учреждениях первой группы речь почти всегда идет о развитии отдельных способностей (пластика, живопись и т.д.) в отрыве от всех остальных, в то время, как в учреждениях второй группы, способности как правило развиваются все в единой системе. Таким образом, негативным последствием образования ребенка в развивающих кружках и гкп может являться дисгармоничное развитие, когда одни психические функции оказываются развиты лучше других. Так, при вербализме ребенок с хорошей речью отстает по другим функциям, что, в свою очередь, при недостаточном внимании со стороны взрослых ведет к развитию механизмов компенсации, когда неразвитые деятельности (конструирование, рисование) замещаются речевой деятельностью ("А давайте я вам лучше анекдот расскажу").

3. Хотя частные детские сады из трех перечисленных путей оказываются наиболее адекватным вариантом решения задачи образования дошкольника, однако, все же сам частный детский сад как новая практика дошкольного образования в России представляет скорее проблему, чем её решение. К типичным проблемам образования в частных детских садах относятся две проблемы: отсутствие оригинальных образовательных программ и недостаток профессиональных педагогов. В большинстве частных детских садов либо не предоставляют образовательные услуги, либо обучают детей по образовательным программам для государственных садов. В многих частных детских садах отсутствует обучение педагогов навыкам взаимодействия с детьми, поэтому кроме проведения занятий по готовым конспектам они ничего не умеют. Не имея возможности предоставить ни качественное образование, ни профессиональных педагогов, частные детские сады делают упор на два других, по сути, нейтральных для развития ребенка параметра: красивый дизайн помещений и экзотические занятия. Перечисленные проблемы не означают вывода, что хороших частных садов в России не существует. Уверен, они существуют, однако, на данный момент больше на энтузиазме своих основателей.

Можно выделить несколько значимых критериев, по которым родителю следует искать хороший частный детский сад. Заранее замечу, что эти критерии касаются только качества образовательных услуг.

1) Установление доверительных отношений с ребенком. Одно из основных требований, которое следует предъявлять к хорошему частному детскому саду, касается умения педагогов строить с детьми доверительные отношения, проявлять сочувствие и занимать участную позицию в детских делах. Эмоциональное общение, телесный контакт, проявление эмпатии - все эти компоненты взаимодействия педагога и ребенка являются необходимым базисом для полноценного психического развития ребенка в условиях частного детского сада. Верным признаком наличия доверительных отношений между ребенком и педагогом являются постоянные рассказы ребенка после посещения детского сада о том, что они делали вместе с педагогом, поскольку ребенок всегда рассказывает о том, что его впечатлило.

2) Наличие занятий по развитию игровой деятельности. Наличие в частном детском саду занятий, специально направленных на развитие игровой деятельности ребенка, причем во всех направлениях (творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом), является важнейшим критерием качества образования в детском саду. Первый вопрос, с которого необходимо начинать интересоваться качеством образования в детском саду, это вопрос: "Играют ли в вашем саду с ребенком?". Отсутствие игровых занятий является верным признаком того, что управляющие детским садом больше заинтересованы в прибыли, нежели в образовании. В идеале, в частном детском саду вся образовательная практика должна быть проникнута игровыми методами.

3) Работа по собственной образовательной программе. Хороший частный детский сад отличает также наличие собственной образовательной программы, либо работа по образовательной программе не для государственных детских садов. В образовательный базис, необходимый для полноценного психического развития ребенка, входят 5 направлений занятий: 1. Познавательное развитие, 2. Чтение литературы и развитие речи, 3. Игровая деятельность, 4. Художественно-эстетическое развитие, 5. Физическое развитие. Родитель вправе не только спрашивать, по какой программе работает частный детский сад, но и интересоваться содержанием всех занятий в любой день. Признаком качества занятий является не столько появление новых навыков, сколько наличие позитивных переживаний о занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что важно знать родителям об агрессивном поведении детей?

Уважаемые родители! В данном материале Вы узнаете, что такое агрессия? Какой бывает детская агрессия? Как мы, взрослые влияем на агрессивность детей? Что делать с агрессией?...

"Что родители должны знать о ФГОС дошкольного образования ?"

Консультация для родителей  "Что должны знать родители о ФГОС".Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для...

Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи

В статье представлены ответы на вопросы родителей по организации логопедических занятий с детьми, страдающими нарушенями звукопроизношения: с какого возраста целесообразвно начинать логопедические зан...

Консультация для родителей на тему: « Детская дружба - что важно знать родителям»

Консультация для родителей на тему:« Детская дружба - что важно знать родителям»...

"Что родители должны знать о ФГОС дошкольного образования?"

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения...

Информационный материал для родителей на тему "Важно знать родителям!"

Информационный материал для родителей на тему "Важно знать родителям!"...