Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи
статья по логопедии на тему

Фирсанова Елена Юрьевна

В статье представлены ответы на вопросы родителей по организации логопедических занятий с детьми, страдающими нарушенями звукопроизношения: с какого возраста целесообразвно начинать логопедические занятия;  этапы атоматизации звуков; необходимость работы над речевым дыханием, голосом и фонематическим восприятием при коррекции произносительной стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи

Бабушкина С.Ю:

учитель логопед

высшей квалификационной категории

                                        

Фирсанова Е.Ю:  

учитель логопед

высшей квалификационной категории, кандидат психол. наук

      Исправление неправильного произношения у детей – это один из самых больших запросов родителей в логопедической работе. Несмотря на большое число специалистов и организаций, оказывающих логопедическую помощь у родителей остается ряд вопросов по организации занятий и методическим подходам. На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Всегда ли нужно исправлять неправильное произношение звуков?

   Да. Во-первых, неправильное произношение звуков приводит к другим, более серьезным, нарушениям речи: нарушению фонематического восприятия, специфическим нарушениям письма и чтения  и пр.

    Во-вторых, красивая и правильная речь залог уверенности любого человека.

     

    С какого возраста целесообразно начинать занятия по коррекции звукопроизношения?

     Если у ребенка нарушено произношение нескольких звуков, то логопедические занятия можно начинать с 5-ти лет. При тяжелых нарушениях произносительной системы (дизартрия) занятия целесообразно начинать, как можно раньше, лет с 4-х.

      Если у ребенка имеются более тяжелые нарушения речи, например ее отсутствие или задержка формирования, то к логопеду необходимо обратиться как можно раньше, с 2-х лет. Тогда ребенку будет оказана своевременная помощь по развитию речи, что позволить предотвратить более серьезные проблемы.

    Возможно ли исправить неправильное произношение звуков  в старшем школьном возрасте или после?

      Да. Занятия по коррекции произносительной стороны речи можно проводить с 4-х лет, и далее возраст не ограничен.  Результат работы зависит от системности занятий, мотивированности человека, выполнений всех рекомендаций специалиста.

     Одинаковы ли методы работы с детьми разного возраста?

    Для каждого возрастного периода подобраны свои методы и способы работы. Так с детьми дошкольного возраста используется много игровых приёмов, для младших школьников – задания носят учебных характер, а для детей старшего школьного возраста построены на осознанном восприятии и отношении к занятиям.

      Одинаковыми являются только приемы постановки звуков (по подражанию или с механической помощью)  и этапы их введения в речь (работа начинается со слогов и заканчивается введением звуков в самостоятельную речь).

      Для чего нужно работать над речевым дыханием при постановке звуков?

      В произношении звуков участвует не только артикуляционный аппарат, но и органы дыхания. Произнесение многих звуков речи требует наличие достаточно сильной воздушной струи (с,з, ш, ж, р и др.).

     Также речевое дыхание важно, когда человек говорить фразы, особенно длинные. Если не хватает воздуха, то фраза предложение часто обрывается или произноситься смазано в самом конце. Из-за этого речь теряет разборчивость. Часто встречаются случаи, когда ребенок делает паузу для вдоха в середине предложения, из-за чего нарушается его целостность и смысловая нагрузка.

    Зачем нужно работать над голосом?

     Выразительность речи достигается         не только правильным произношением,  важно уметь повышать и понижать голос при произнесении фраз и текстов. Голосом человека показывает словесное и смысловое ударение. Это позволяет сделать речь более понятной, адресной и выразительной.

  Обязательно ли при постановке звуков нужно проводить работу по развитию фонематического восприятия?

     Фонематическое восприятие – это  способность воспринимать и  различать звуки речи. Если ребенок не выделяет звуки в словах, не различает близкие по звучанию звуки, то он не может следить за своим произношением. Правильно он произносить звук или нет? Работа по автоматизации звуков и введению их в речь будет растянута на более длительное время.

    Также нарушения фонематического восприятия приводят и к ошибкам письма и чтения.

      Какие этапы автоматизации звука есть?

   Этапы автоматизация звука были выделены с учетом развития детской речи в норме. Автоматизация звука отрабатывается в: 1) слогах; 2) словах; 3) предложениях; 4) чистоговорках и стихах; 5) рассказах; 6) самостоятельной речи.

     Зачем нужна работа по дифференциации звуков?

    Дифференциация звуков речи – это их различение на слух и в произношении. Часто дети смешивают в речи близкие по звучанию звуки, например С и Ш. В этих случаях ребенку тяжело автоматизировать, поставленный звук, так как  для него они или звучат одинаково, или тяжело найти разницу в произношении. Нельзя забывать и о том, что трудности различения звуков речи приводят к специфическим нарушениям письма и чтения.

        Почему дома нужно отрабатывать материал, полученный на занятии?

     При нарушенном произнесении звука закрепляется неправильные артикуляционный уклад и слуховое восприятие. Чтобы новые навыки быстро вошли в речь органы артикуляции и речевое восприятие нужно постоянно развивать и совершенствовать. Поэтому ребенку необходимо каждый день выполнять логопедические упражнения по заданию логопеда.  

        

                    Внимание!

   При общем недоразвитии речи, дополнительно к занятиям по исправлению неправильного произношения,   необходимо получать логопедическую помощь по коррекции всех компонентов речи по другим программам.

   Дети, страдающие заиканием, берутся на занятия только в период ремиссии или после реабилитационной работы по коррекции заикания.

     Надеемся в данной статье, мы смогли ответить на многие вопросы, связанные с организацией занятий по коррекции звукопроизношения.

http://www.stihi.ru/pics/2013/05/17/5240.jpg

http://galerey-room.ru/images/060941_1385694581.png

http://socant.ru/images/thumb/7/75/%D0%A8.png/200px-%D0%A8.pnghttp://socant.ru/images/thumb/a/a7/%D0%A0.png/200px-%D0%A0.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

Перспективное планирование содержания логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей среднего возраста с ЗПР

Перспективное планирование содержания логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей среднего возраста с ЗПР...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....