Консультация для родителей " Музыкально - фольклорная деятельность в детском саду"
консультация по теме
"Игровые модели фольклора в ДОУ", (Музыкально -фольклорная деятельность в детском саду).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-фольклорная деятельность в детском саду. | 33.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДЕТСКОМ САДУ
Музыкально - фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Основу фольклорного исполнительства составляет пение народной песни, исполняемой в характерной певческо-речевой (народной манере).
Деятельностно - формирующий этап развития фольклорного исполнительства связан у детей 3-4, 4-5лет с формированием у них этно- слуховых представлений, певческо- речевых; моторно-двигательных; ритмо -интонационных, образно эмоциональных навыков, а также навыков сценического поведения. На этом этапе в репертуаре используется в основном детский фольклор: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, игры, заклички. Разучивание фольклорного материала осуществляется с использованием иллюстративного и имитационного методов, с помощью которых у детей постепенно развивается музыкальная память, фольклорное музыкальное мышление, этно -слух. В процессе перенимания детьми исполнительской манере происходит постепенное формирование у них навыков певческой - речевой артикуляции. В процессе освоения ритмо - интонаций народных песен мы развиваем и детей ритмическое чувство, формируем звуковысотные представления, ладовое чувство. В целом данный этап характерезуется как этап накопления у детей этно - слухового опыта и формирования фольклорно- исполнительских навыков. На начальном этапе слуховых навыков целесообразно использовать простую дихордовую попевку. Пропевание в дихорде произведений детского фольклора - потешек, пестушек, колыбельных и. т.д. должно подкрепляться простейшими движениями: качанием. Хлопками, топаньем. Очень важно задействовать все части тела ребёнка, чтобы слогоритмика песни поддерживалась ритмичным движением. Произведения детского фольклора исполняются сначала музыкальным руководителем, дети же выражают свои эмоции в движении. Руководствуясь всё тем же дидактическим принципом от простого к сложному, музыкальный руководитель, освоив с детьми дихордовую попевку, переходит к терцовому ладу, а затем к трихорду в кварте. Вокально - речевое воспитание детей дошкольного возраста речевые функции развиты по - разному. У одних речь звучная и отчётливая, у других глухая , косноязычная. Для формирования правильной, естественной артикуляции в процессе обучения детей музыкальному интонированию используются специальные упражнения. Открытое близкое произнесение слов на кончике языка, характеризующее народную манеру интонирования, может стать альтернотивой в речевом развитии детей. а сама речь более эстетичной .Открытая русская речь распевная, но и скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. Важным условием правильного формирования певческо-речевых навыков является дыхание. Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения и связано с осмыслением выразительности интонирования и фразировкой. На первых порах следует подбирать песенный материал с короткими фразами и обращать внимание на его совместное взятие, а затем и пропевание всего текста на одном дыхании .Постепенно фразы следует увеличивать, стимулировать у детей их эмоционально-выразительное исполнение. В певческом воспитании благотворную роль сыграет подключение моторики рук, передающей плавность, продолжительность звучания голоса . Амплитуда движений также будет способствовать передаче эмоционального состояния певца..
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ « МУЗЫКА»
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ : «Бай – бай – бай». «Спи моя хорошая : Баю- баюшки – баю мою милую лю-лю. А баю, а баю». « Дед пошёл за рыбою». «Лады – лады ладыньки; Спи- ка спи-ка, баю- бай».
ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ.
@Ой, дидили- дидили», «Тушки , тушки в городе пичужки», «Рано – рано поутру пастушок Ту-ру-ру –ру», «Поёт, поёт соловушка», «Хорошая дорога», «Потягунюшки», «Ай , ду-ду», «Барашеньки- крутороженьки».
ИГРОВЫЕ: «Куда летишь кукушечка?», «Сидит Дрёма», «Заинька , взойди в сад», «Кисонька – мурысонька», « Здравствуй, седой дедушка Сысой» «Скажи, моя милая», «Летал, летал воробей, «Посеяли девки лён», «Уж вы, девицы», «Летели две птички».
ИГРЫ С ПЕНИЕМ: « Дома ли кума», « Воробей»; «Кострома»;
ЗАКЛИЧКИ И КАЛЕНДАРНО - ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ «Солнышко-вёдрышко», «Дождик, дождик», «Радуга-дуга», «Гори солнце, ярче», «Пошла Коляда», «Эх, широкая ты Масленица».
СЧИТАЛКИ «Бегал зайка по болоту», «Шла коза по мостику», «Под горою у реки», «Шла кукушка через сад».
СКОРОГОВОРКИ. «Кричал Архип», «Шёл Егор», «Три сороки», «Шесть мышат в камышах шуршат».
ШУТОЧНЫЕ. «Жил на свете комарочек», «Заинька- заинька», «Как у дедушки Петра», «Как у нашего Семёна», « Пахал Захар огород.
СТРОЕВЫЕ. Из-за лесу, из-за гор. Ой, да по дороженьке».
ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 лет. «Топ, топ, топочек» ( хороводная). «У нашей светлице» ( плясовая)
ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ 4-5 лет. «Вдоль по лугу» ( хороводная), « Уж вы гости» ( хороводная), « А я по лугу» ( плясовая).
ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет. «Ой, кто ж там проехал на коне» ( плясовая), «Ой ты, прялица, ты прялица моя» ( плясовая).
ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ 6-7 лет: «Как у наших, у наших, у ворот», (кадрильная), «На горе – то калина» ( хороводная), «Я по улице хожу» (хороводная), « Посылала меня мать» ( плясовая), «Ай, верба, ты, верба, жёлтый цвет» ( плясовая).
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ: Совокупность взглядов народа на воспитание, цели и задачи обучения детей, средства и пути педагогического воздействия называются народной педагогикой. Колыбельные песни снижали влияние внешних раздражителей, успокаивали непроизвольные движения конечностей. Язык русской народной поэтики удивительно красочен и изобилует эпитетами метафорами, символикой, художественными параллелизмами, уменьшительно- ласкательными суффиксами. Но ни один жанр фольклорного творчества не содержит их в таком количестве, как колыбельные песни.
Колыбельные песни в работе с детьми используются во всех возрастных группах для эмоционального, моторно- двигательного, ритмо- интонационного, певческого развития.
ПЕСТУШКИ.
Если в колыбельных песнях звучит забота матери о настоящем и будущем дитяти, то содержание пестушек касается только вопросов физического воспитания. Действия, выполняемые в сопровождении пестушек напоминают что-то вроде физзарядки и массажа, они помогают восстановить кровообращение после пеленания. В процессе зарядки и массажа у ребёнка не только укрепляются мышцы и вырабатывается умение управлять движением рук, но и формируются речевые навыки.
ПОТЕШКИ.
В потешках значительное место занимают и развлекательные элементы. Потешки чаще сказываются чем поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут необходимую информацию. Потешки - это школа игры. Они являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Главное их назначение- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая вскоре станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и физического воспитания.
ПРИБАУТКИ.
Следующей ступенью на пути развития ребёнка средствами фольклора является жанр прибауток - маленьких рассказов юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что сопровождаются игровыми действиями. Прибаутки выполняют познавательную функцию. В прибаутках- приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста.
ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.
Игровое творчество начало присуще всем жанрам народного творчества- от колыбельной , пестушки и потешки до собственно игры, обряда, хоровода и даже лирической песни. Игровые песни разыгрывались по кругу. Как правило парень догонял девушку, а когда ловил её выводил в круг и целовал. Чтобы преодолеть некоторое смущение детей (в основном старшего возраста), поцелуй заменяется, например, взаимным поклоном. В основе игровых хороводов лежит драматическая игра или театрализованная действо. Сюжет как правило, имеет нравственную, поучительную окраску. Игровое действие помогало выработать у детей трудовые навыки. Обращение педагогов - музыкантов к детскому игровому фольклору продиктовано осознанием необходимости вернуть современным детям возможность расширить свои познания и умения в области музыкального _ фольклорного творчества: научить соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность музыкально – поэтического образа в пластике, ритме жеста, укрепить мышечный аппарат; развить пластику , моторику, чувство ритма, их сценические т коммуникативные способности.
ИГРОВЫЕ ПЕСНИ:
«Куда летишь, кукушечка», «Сидит Дрёма» . « Заинька взойди в сад», «Кисонька – мурысонька», « Посеяли девки лён» « Скажи моя милая» , « Летал , летал воробей» , «Здравствуй, седой дедушка Сысой» «Уж вы , девицы» , «У нашей Дуни полный двор скотины», «Летели две птички» , «Дома ли , кума , воробей» , «Кострома» .
ФОЛЬКЛОРНО - СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Ходит Ваня», « Гуси», « Ящер», « Банька». « Капуста», « Гуси – Лебеди и волк».
ШУТОЧНЫЕ И СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ.
В песнях различных жанров мы можем отметить удивительное чувство юмора русского народа. Смех являлся своего рода оберегом от злых сил. В чувстве юмора соревновались мастера – частушечники. Юмором пронизаны такие жанры как прибаутки, дразнилки, скоморошины, хороводные игровые песни. Формирование у детей чувство юмора - важнейшая задача во все времена. Юмор помогает позитивно воспринимать жизненные невзгоды, разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях. Чувство юмора влияет на развитие остроты ума, смекалки, реактивности в словесных спорах.
В музыкально - ритмической деятельности детей в детском саду важное значение всегда имел и имеет до сих пор жанр марша. Маршевая ходьба прекрасно организует детей, развивает ритмическое чувство, формирует пространственно- временную ориентацию. Строевые песни соединяют в себе ритмику напева и ритмику стиха, которые , как правило совпадают. В работе с детьми широко применяется метод логоритмики, способствующий эффективному развитию у них чувства ритма. Данный метод основан на соединении ритмики слова, музыкальной ритмики и движения. Строевые песни являются благодатным дидактическим материалом для развития у детей чувства ритма, двигательных навыков.
ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ: « Как у нашего Семёна», « Как у дедушки Петра», « А у Володи на току», « Пахал Захар огород», « Заинька, заинька, « Жил на свете комарочек».
СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ:
« Ой, да по дороженьке», « Усы», « Из- за лесу, из- за гор», « Да в саду дерево цветёт.»
ФОЛЬКЛОРНО– СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Хозяйка», «А мы в баньку ходили» , «Лень» , « Коршун» , « Дрёма», «Сидит баба на печи»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФОЛЬКЛОРНЫМ ИГРАМ.
Творческая основа фольклорного искусства способствует формированию художественной индивидуальности ребёнка, развитию его творческой активности. В фольклоре (как в исполнительском искусстве) заложена игровая и театрализованная деятельность.
Это обуславливает его привлекательность для формирования у детей сценического поведения , сценических способностей и для раскрытия их творческого потенциала. В процессе игры ребёнок получает представление о мире, расширяет свои познания и совершенствует умения в области музыки, движения , народной поэзии. Фольклорная игра подключает дошкольника к миру театра- процессу создания образов и сценария. Ребёнок перевоплощается в героя игры, он переживает игровую ситуацию, учится двигаться по сцене, поёт, танцует. Так фольклорная игра перерастает в музыкально - игровые и вокально – пластические композиции. К.С. Станиславский утверждал, что фольклорные игры развивают воображение, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Однако фольклорные игры нацелены не только на развитие музыкально- сценических способностей, но и на практическое освоение детьми национальных традиций. В процессе организации фольклорной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы. Виды и средства общения друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Фольклорные игры органично объединяют в себе слово, напев. И движение . Каждая игра ставит перед ребёнком немало очень важных задач.
Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том , что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия( подобрать необходимые атрибуты, костюмы . оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание), уметь пригласить зрителей и показать и показать им разученный игровой сюжет. Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К. С. Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично выстраивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов: Содержательный, Исполнительский, Сценический.
Фольклорные игры для дошкольников.
«Платочек», « Потерянный платочек» , «Марфушкины ловишки», «Барыня и конь.» «Краски», «Гуси и волк», «Селезень и утка»,
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников является развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности – с учётом возможности каждого ребёнка – и формирование начал музыкальной культуры. Подготовка чуткого, любящего , музыку слушателя начинается с ранних лет. Детскому саду отводится в этом процессе значительная роль.» Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие чувства ритма начиная с первой младшей группы. Оно входит в комплекс музыкальных способностей, развиваемых у дошкольников, которые мы одним словом называем – музыкальность, и имеет нетолько двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность « жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими музыкальными способностями, в их тесной взаимосвязи. Одной из благоприятнейших возможностей для развития чувства музыкального ритма ( а также мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей) у дошкольников является приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость , эмоциональный и творческий подъём, но и становятся неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта музыкальных способностей. Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: Календарный . потешный , игровой.
ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР – это попевки, пестушки, подговорки. Считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми.
НЕБЫЛИЦЫ - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле. Все эти несобранности и несовпадения с реальным миром, как раз помогают. Ребёнку понять подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции.
ДРАЗНИЛКИ: - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Фольклор играет важную роль в развитии чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста.
В основу перспективного планирования положен принцип распределение материалов по блокам:
1. Ритмический слух.
2. Ритмический рисунок.
3. Игротека.
Данный план реализуется путём включения материала по развитию чувства ритма в основные виды музыкальной деятельности на музыкальном занятии, в подгрупповую и индивидуальную работу. Данная форма работы позволяет детям почувствовать и осознать то, что хочет донести до их понимания музыкальный руководитель. Материал представлен по принципу доступности, распределён в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными целями и задачами. Познавательная информация, полученная на занятиях, закрепляется на протяжении месяца в естественных видах деятельности: игре в группах, на улице, в семье, в общении со сверстниками
Музыкальный руководитель Кремер О. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание ребенка в детском саду"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Музыкально-организованная деятельность в детском саду".
Объемная консультация ответит на все вопросы относительно музыкально-организованной деятельности в ДОУ....
Консультация для родителей. Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду".
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Консультация для родителей "Развитие ИЗО деятельности в детском саду и дома"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Структура театрализованной деятельности в детском саду»
Материал для родителей...
Консультация «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду" (консультация)
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду" (консультация) Игра – самый доступный ребенку и интересный для него способ выражения впечатлений, знаний и эмоций.Театрали...