Консультация для родителей " Музыкально - фольклорная деятельность в детском саду"
консультация по теме

Кремер Ольга Анатольевна

"Игровые модели фольклора в ДОУ",  (Музыкально -фольклорная деятельность в детском саду).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                    В ДЕТСКОМ САДУ

       Музыкально - фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Основу фольклорного исполнительства составляет пение народной песни, исполняемой в характерной певческо-речевой (народной манере).

        Деятельностно - формирующий этап развития фольклорного исполнительства связан у детей 3-4, 4-5лет с формированием у них этно- слуховых представлений, певческо- речевых; моторно-двигательных; ритмо -интонационных, образно эмоциональных навыков, а также навыков сценического поведения. На этом этапе в репертуаре используется в основном детский фольклор: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, игры, заклички.      Разучивание фольклорного материала осуществляется с использованием иллюстративного и имитационного методов, с помощью которых у детей постепенно развивается музыкальная память, фольклорное музыкальное мышление, этно  -слух. В процессе перенимания детьми исполнительской манере происходит постепенное формирование у них навыков певческой - речевой артикуляции. В процессе освоения ритмо - интонаций народных песен мы развиваем и детей ритмическое чувство, формируем звуковысотные представления, ладовое чувство. В целом данный этап  характерезуется  как  этап накопления у детей этно - слухового  опыта и формирования фольклорно- исполнительских навыков. На начальном этапе слуховых навыков целесообразно использовать простую дихордовую попевку. Пропевание в дихорде произведений  детского фольклора - потешек, пестушек,  колыбельных и. т.д. должно подкрепляться простейшими движениями: качанием. Хлопками, топаньем.  Очень важно задействовать все части тела ребёнка, чтобы слогоритмика песни поддерживалась ритмичным движением. Произведения детского фольклора исполняются сначала музыкальным руководителем, дети же выражают свои эмоции в движении. Руководствуясь всё тем же дидактическим принципом от простого к сложному, музыкальный руководитель, освоив с детьми дихордовую попевку, переходит к терцовому ладу, а затем к трихорду в кварте. Вокально - речевое воспитание детей дошкольного возраста речевые функции развиты по - разному. У одних речь звучная и отчётливая, у других глухая , косноязычная. Для формирования правильной, естественной артикуляции в процессе обучения детей музыкальному интонированию используются специальные упражнения. Открытое близкое произнесение слов на кончике языка, характеризующее народную манеру интонирования, может стать альтернотивой в речевом развитии детей. а сама речь более  эстетичной .Открытая русская речь распевная, но и скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. Важным условием правильного формирования  певческо-речевых навыков является дыхание. Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения и связано с осмыслением выразительности интонирования и фразировкой. На первых порах следует подбирать песенный материал с короткими фразами и обращать внимание на его  совместное взятие, а затем и пропевание всего текста на одном дыхании .Постепенно фразы следует увеличивать, стимулировать у детей их эмоционально-выразительное исполнение. В певческом воспитании благотворную роль сыграет подключение моторики рук, передающей плавность, продолжительность звучания голоса . Амплитуда движений также будет способствовать передаче эмоционального состояния певца..

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ « МУЗЫКА»

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ : «Бай – бай – бай». «Спи моя хорошая : Баю- баюшки – баю мою милую лю-лю. А баю, а баю». « Дед пошёл за рыбою».  «Лады – лады ладыньки;  Спи- ка спи-ка, баю- бай».

ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ.

@Ой, дидили- дидили», «Тушки , тушки в городе пичужки»,  «Рано – рано поутру пастушок Ту-ру-ру –ру», «Поёт, поёт соловушка», «Хорошая дорога», «Потягунюшки», «Ай , ду-ду», «Барашеньки- крутороженьки».

ИГРОВЫЕ: «Куда летишь кукушечка?», «Сидит Дрёма», «Заинька , взойди в сад», «Кисонька – мурысонька», « Здравствуй, седой дедушка Сысой» «Скажи, моя милая», «Летал, летал воробей, «Посеяли  девки лён», «Уж вы, девицы», «Летели две птички».

ИГРЫ С ПЕНИЕМ: « Дома ли кума», « Воробей»; «Кострома»;

ЗАКЛИЧКИ И КАЛЕНДАРНО - ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ «Солнышко-вёдрышко», «Дождик, дождик», «Радуга-дуга», «Гори солнце, ярче»,  «Пошла Коляда», «Эх, широкая ты Масленица».

СЧИТАЛКИ  «Бегал зайка по болоту»,  «Шла коза по мостику», «Под горою у реки», «Шла кукушка через сад».

СКОРОГОВОРКИ.  «Кричал Архип»,  «Шёл Егор», «Три сороки», «Шесть мышат в камышах шуршат».

ШУТОЧНЫЕ. «Жил на свете комарочек», «Заинька- заинька», «Как  у дедушки Петра», «Как у нашего Семёна», « Пахал Захар огород.

СТРОЕВЫЕ. Из-за лесу, из-за гор. Ой, да по дороженьке».

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 лет. «Топ, топ, топочек» ( хороводная). «У нашей светлице» ( плясовая)

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ 4-5 лет. «Вдоль по лугу» ( хороводная), « Уж вы гости» ( хороводная), « А я по лугу» ( плясовая).

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет. «Ой, кто ж там проехал на коне» ( плясовая), «Ой ты, прялица, ты прялица моя» ( плясовая).

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ 6-7 лет: «Как у наших, у наших, у ворот», (кадрильная), «На горе – то калина» ( хороводная), «Я по улице хожу» (хороводная), « Посылала меня мать» ( плясовая), «Ай, верба, ты, верба, жёлтый  цвет» ( плясовая).

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ: Совокупность взглядов народа на воспитание, цели и задачи обучения детей, средства и пути педагогического воздействия называются народной  педагогикой. Колыбельные песни снижали влияние внешних  раздражителей, успокаивали  непроизвольные движения конечностей. Язык русской народной поэтики удивительно красочен и изобилует эпитетами метафорами, символикой, художественными параллелизмами, уменьшительно- ласкательными суффиксами.  Но  ни один жанр фольклорного творчества не содержит их в таком количестве, как колыбельные песни.

Колыбельные песни в работе с детьми используются во всех возрастных группах для эмоционального,  моторно- двигательного, ритмо- интонационного, певческого развития.

ПЕСТУШКИ.

Если в колыбельных песнях звучит забота матери о настоящем и будущем  дитяти, то содержание пестушек касается только вопросов физического воспитания. Действия, выполняемые в сопровождении пестушек напоминают  что-то вроде физзарядки и массажа, они помогают восстановить кровообращение после пеленания. В процессе зарядки и массажа у ребёнка не только укрепляются мышцы и вырабатывается умение управлять движением рук, но и формируются речевые навыки.

ПОТЕШКИ.

В потешках  значительное место занимают и развлекательные элементы. Потешки чаще сказываются чем поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут необходимую информацию. Потешки - это школа игры. Они являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Главное их назначение- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая вскоре станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и физического воспитания.

ПРИБАУТКИ.

Следующей ступенью на пути развития ребёнка средствами фольклора является жанр прибауток - маленьких рассказов юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что сопровождаются игровыми действиями. Прибаутки выполняют  познавательную функцию. В прибаутках- приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

Игровое творчество начало присуще всем жанрам народного творчества- от колыбельной , пестушки и потешки до собственно игры, обряда, хоровода и даже лирической песни. Игровые песни разыгрывались по кругу. Как правило парень  догонял девушку, а когда ловил её выводил в круг и целовал. Чтобы  преодолеть некоторое смущение детей (в основном старшего возраста), поцелуй заменяется, например, взаимным поклоном. В основе игровых хороводов  лежит драматическая игра или театрализованная действо. Сюжет как правило, имеет нравственную, поучительную окраску. Игровое действие помогало выработать у детей  трудовые навыки. Обращение педагогов - музыкантов к детскому игровому фольклору продиктовано осознанием необходимости вернуть современным детям возможность расширить свои познания и умения в области музыкального _ фольклорного творчества: научить соотносить интонацию, ритмику,  эмоциональность музыкально – поэтического образа в пластике, ритме жеста, укрепить мышечный аппарат; развить пластику , моторику, чувство ритма,  их сценические т коммуникативные способности.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ:

      «Куда  летишь, кукушечка», «Сидит Дрёма» . « Заинька взойди в сад», «Кисонька – мурысонька», « Посеяли девки лён»  « Скажи моя милая» , « Летал , летал воробей» , «Здравствуй, седой  дедушка Сысой» «Уж вы , девицы»  , «У нашей Дуни полный двор скотины», «Летели две птички» , «Дома ли , кума , воробей» , «Кострома» .

 ФОЛЬКЛОРНО  - СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Ходит Ваня», « Гуси», « Ящер»,  « Банька». « Капуста», « Гуси – Лебеди и волк».

ШУТОЧНЫЕ И СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ.

        В песнях различных жанров мы можем отметить удивительное чувство юмора русского народа.  Смех являлся своего рода оберегом от злых сил. В чувстве юмора соревновались мастера – частушечники. Юмором пронизаны такие жанры как прибаутки, дразнилки, скоморошины, хороводные игровые песни. Формирование у детей чувство юмора  - важнейшая задача во все времена. Юмор помогает позитивно воспринимать жизненные невзгоды,  разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях. Чувство юмора влияет на развитие остроты ума, смекалки,  реактивности в словесных спорах.

         В музыкально - ритмической деятельности детей в детском саду важное значение всегда имел и имеет до сих пор жанр марша. Маршевая ходьба прекрасно организует детей, развивает ритмическое чувство, формирует пространственно- временную ориентацию. Строевые песни соединяют в себе ритмику напева и ритмику стиха, которые , как правило совпадают. В работе с детьми  широко применяется метод логоритмики, способствующий эффективному развитию у них чувства  ритма. Данный метод основан на соединении ритмики слова, музыкальной ритмики и движения. Строевые песни являются благодатным дидактическим материалом для развития у детей чувства ритма, двигательных навыков.

ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ:  « Как у нашего Семёна», « Как у дедушки Петра», « А у Володи на току», « Пахал Захар огород», « Заинька, заинька, « Жил на свете комарочек».

СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ:

« Ой, да по дороженьке», « Усы», « Из- за лесу, из- за гор», « Да в саду дерево цветёт.»

 ФОЛЬКЛОРНО– СЦЕНИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Хозяйка», «А мы в баньку ходили» , «Лень» , « Коршун» , « Дрёма», «Сидит баба на печи»

  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФОЛЬКЛОРНЫМ ИГРАМ.

       Творческая  основа фольклорного искусства способствует формированию художественной  индивидуальности ребёнка, развитию его творческой активности. В фольклоре (как в исполнительском искусстве) заложена игровая и театрализованная деятельность.

        Это обуславливает его привлекательность для формирования у детей  сценического поведения , сценических способностей и для раскрытия их творческого потенциала. В процессе игры  ребёнок получает представление о мире, расширяет свои познания и совершенствует умения в области музыки, движения , народной поэзии. Фольклорная игра подключает дошкольника к миру театра- процессу создания образов и сценария. Ребёнок перевоплощается в героя игры, он переживает игровую ситуацию, учится двигаться по сцене, поёт, танцует. Так фольклорная игра перерастает в музыкально - игровые и вокально – пластические композиции. К.С. Станиславский утверждал, что фольклорные игры развивают воображение, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Однако фольклорные игры нацелены не только на развитие музыкально- сценических способностей, но и на  практическое освоение детьми национальных традиций. В процессе организации фольклорной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы. Виды и средства общения друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Фольклорные игры органично объединяют в себе слово, напев. И движение . Каждая игра ставит перед  ребёнком немало очень важных задач.

        Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том , что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия( подобрать необходимые атрибуты, костюмы . оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание), уметь пригласить зрителей и показать  и показать им разученный  игровой сюжет. Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К. С. Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично выстраивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов: Содержательный, Исполнительский, Сценический.

 Фольклорные игры для дошкольников.

«Платочек», « Потерянный платочек» , «Марфушкины ловишки»,  «Барыня и конь.» «Краски», «Гуси и волк», «Селезень и утка»,

 ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА,  как средство развития чувства  ритма у детей дошкольного возраста.

          Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников является  развитие музыкальных   и творческих способностей с  помощью различных видов   музыкальной деятельности – с учётом возможности каждого ребёнка – и формирование начал музыкальной культуры.       Подготовка чуткого, любящего , музыку слушателя начинается  с ранних лет. Детскому саду отводится в этом процессе значительная роль.» Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие чувства ритма начиная с первой младшей группы. Оно входит в комплекс музыкальных способностей, развиваемых у дошкольников, которые мы одним словом называем – музыкальность, и имеет нетолько двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку,  даёт возможность « жить в ней», двигаться.  Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими музыкальными  способностями, в их тесной взаимосвязи. Одной из благоприятнейших возможностей для развития чувства музыкального ритма ( а также мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей) у дошкольников  является приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость , эмоциональный и творческий  подъём, но и становятся неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта музыкальных способностей. Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: Календарный . потешный , игровой.

 ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР – это попевки, пестушки, подговорки. Считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми.

 НЕБЫЛИЦЫ -  особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле.  Все  эти несобранности и несовпадения с реальным  миром, как раз помогают. Ребёнку понять подлинные взаимосвязи  живой действительности, укрепить чувство реальности Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции. 

ДРАЗНИЛКИ: - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них  точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Фольклор играет важную роль в развитии чувства  музыкального ритма у детей дошкольного возраста. 

В основу перспективного планирования положен принцип  распределение материалов по блокам:    

1. Ритмический слух.

2. Ритмический рисунок.

3. Игротека.

      Данный план реализуется путём включения материала по развитию чувства ритма в основные виды музыкальной деятельности на музыкальном занятии, в подгрупповую и индивидуальную работу. Данная форма работы позволяет детям почувствовать и осознать то, что хочет донести до их понимания музыкальный руководитель. Материал представлен по принципу доступности, распределён в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными целями и задачами. Познавательная информация, полученная на занятиях, закрепляется на протяжении месяца в естественных видах деятельности: игре в группах, на улице, в семье, в общении со сверстниками

           Музыкальный руководитель             Кремер О. А.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкально-организованная деятельность в детском саду".

Объемная консультация ответит на все вопросы относительно музыкально-организованной деятельности в ДОУ....

Консультация для родителей. Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду".

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду" (консультация)

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду" (консультация) Игра – самый доступный ребенку и интересный для него способ выражения впечатлений, знаний и эмоций.Театрали...