Консультация для родителей "Азбука здоровья"
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

АЗБУКА

ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ ВАС

РОДИТЕЛИ!


У детей слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Наша зада - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается большое количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать чрез нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Показать, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.


Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Упражнение №1 «Перекличка животных»

Воспитатель распределяет между детьми роли I лзличных животных и птиц. Дети должны, услышав г ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее вукоподражание. Игра оживляется, если ведущий | гарается запутать играющих: называет животное, а мотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение №2 «Трубач»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдох медленно дуют в «трубу». Воспитатель хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

Упражнение №3 «Топор»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - «ух!»- на длительном выдохе.


Упражнение №4 «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки- выдох. Произнести: «кар!».

Упражнение №5 «Гуси»

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести : «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести «гы».

Упражнение №6 «Летят мячи»

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Упражнение N2 7 «Катание мяча»

Исходное положение стоя, ноги широко расставлены. Взять в обе руки резиновый мяч, поднять вверх вдох опустить на пол и толчком покатить по полу и на выдохе произнести звук «б-а- а-а-х» повтор 7-8 раз.


Внимание! Если вы заметили, что ребенок часто дышит или побледнел - прекратите упражнение, так как, скорее всего это следствие гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, просто проделайте вместе с ребенком следующее: складываем ручки, как при умывании водичкой и окунаем в них личико ребенка, при этом делаем глубокий вдох и выдох. Повторяем 2-3 раза и улыбаемся. Все в порядке!


Гимнастика после сна

Комплекс 1

  1. «Глазки просыпаются». « Глазки нужно открывать, чудо чтоб не прозевать». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4- широко открыть глаза (6 раз).
  2. «Ротик просыпается». « Ротик должен просыпаться, чтобы шире улыбаться». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 -2- открыть широко рот; 3-4- закрыть рот и улыбнуться (6 раз).
  3. «Ручки просыпаются». « ручки кверху потянулись, до солнышка дотянулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 -2- поднять правую руку вверх; 3-4- отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой (6 раз).
  4. «Ножки просыпаются». « Будем ножки пробуждать, их в дорогу собирать». И.п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - потянуть на себя правую ногу носком; 3-4- и.п. - то же левой ногой (6 раз).
  5. «Вот мы и проснулись!». « И друг другу улыбнулись! К солнышку мы потянулись!». И.п,- встать около кровати на коврик. 1-4-


поднять руки вверх, встать на носочки и

подтянуться вверх.

Комплекс 2

  1. «Потягушечки». « Вот почти мы все проснулись и в кроватке потянулись». И.п.- лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2- потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник; 3-4- и.п. (6 раз).
  2. «Проснулись!». « Вот проснулись ручки, вот проснулись ножки и хотят скорей бежать к маме по дорожке». И.п. - лежа на спине, руки понять вверх, за головой, глаза закрыты. 1-4- поочередно тянуть от себя правую левую руку; 5—правую и левую ногу ( носком, затем пяткой) ( 6 раз).
  3. «Клубочек». « Не хотим простывать, хоть и начали дрожать. Мы совсем уже проснулись, к солнышку мы потянулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4- раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что тепло, улыбнуться (6 раз).
  4. «Пальчики». « Пальчики хотят проснуться, чтоб в водичку окунуться». И.п.- сидя в


постели, ноги скрестно, растирать ладони до появления тепла.

  1. «Умоемся!».» А теперь лицо умоем, глазки широко раскроем. Вот готовы мы вставать, бегать, прыгать и играть!» И.п. - «умыть» лицо теплыми руками(2 раза).

Комплекс 3

  1. «Глазки просыпаются». « Слегка глазки растираем, а потом сладко зеваем». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4- слегка погладить закрытые глаза; 5-8- сделать расслабляющий звук зевоты (4 раза).
  2. «Головка проснулась». « Мы почти уже проснулись и друг другу улыбнулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- поворот головы на подушке вправо; 3-4- и.п.; 5-6- поворот головы на подушке влево; 7-8- и.п. При повороте головы улыбаться друг другу (6 раз).
  3. «Ручки проснулись». « Потянулись мы немножко. Здравствуй, солнышко в окошке!». И.п,- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - поднять правую руку вверх; 2-3- потянуть правую руку; 4- опустить на постель правую руку. То же левой руки (6 раз).


  1. «11ожки проснулись». « Хотим тоже

по тянуться и совсем-совсем проснуться». И.п.

то же. 1- прямую правую ногу вверх; 2-3- I кутя путь правую ногу; 4- опустить правую ногу на постель. То же левой ногой (6 раз).

  1. «Ножки совсем проснулись». « Ножками мы поболтаем и до трех мы посчитаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. 1-8- поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях (4 раза).

Инструктор.

Мы проснулись, теперь надо умыться!

Умываться мы идем,

Одеваться мы идем.

Очень дружные ребят!

Потом песенку споем.

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля!

Вот такие мы, друзья!


Массаж карандашами

Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитие речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости. Создатель известного среди логопедов сайта «Логопедия по пятницам» Т.В. Пятница является автором книги « Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» ( Минск, 2005). В ней предлагается эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем известный педагогам системы дошкольного образования массаж, который выполняется с помощью хорошо знакомого детям предмета - карандаша.

Педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить им поиграть с карандашами, а значит, помассировать ладони и пальцы? В результате с помощью граненых карандашей ребенок массирует не только их, но и запястья, кисти рук, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и просто игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшению трофика тканей (процессы


клеточного питания, обеспечивающие сохранение структуры и функции ткани или органа) и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с мроговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.

«Мой маленький друг!

В твоем доме, конечно, живут карандаши.

/ >осмотри, какие они разные: длинные, ороткие, тонкие, толстые, шестигранные, азноцветные.

Ты рисуешь карандашами замечательные артинки — яркие и веселые.

А знаешь ли ты, что карандаши могут 1грать с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.

Возьми свои карандаши и поиграй с ними!


  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения. ^Предлагаемые Вам ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу на фронтальном занятии.

Варианты упражнений:

• «Скольжение»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

Инструкция: «Держи пальцами длинный

Рекомендации к проведению данного вида массажа:


карандаш так, как ты его держишь, когда риеуашь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз».

Ц|им• иI,|ривание рифмовки: «По карандашу < нольжу, съехать вниз скорей спешу».

Ладошка»

рисовка тупым концом карандаша ладони, кащей на столе. Массаж карандашом | кпальцевых зон.

1 грукция: «Положи на стол ладонь. Широко ) здвинь пальцы. Обведи несколько раз ждый палец тупым концом карандаша».

1 оговаривание рифмовки: «Нарисую я дошку, отдохну потом немножко».

«Эстафета»

I ередача карандаша поочередно каждому пальчику 13 правой в левую руку.

Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

j


  • «Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

  • «Добывание огня

Прокатывание карандаша ладонями.

Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».

П рогова ривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

  • «Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».


перечисленных упражнении доказало следующее:

  • Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

■ Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Систематическое использование