Роль оценки взрослого в развитии личности ребенка
консультация на тему

Сулейманова Елена Владимировна

Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, способ его реализации и результат. По каждому из этих моментов и высказать взрослому свое суждение: «Что ты задумал? Для чего? Как задуманное ты мог бы еще исполнить?» И обязательно подвести итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_otsenki_vzroslogo.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ясли-сад «Витоша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей (законных представителей)

всех возрастных групп

«Роль оценки взрослого в развитии личности ребенка»

Подготовила:

Сулейманова Е.В.

педагог-психолог

I корпус

2018 г.

Управление воспитательным процессом осуществляется посредством различных методов воздействия – поощрения и наказания, отрицательной и положительной оценки, внушения, убеждения, запрещения и т.д. Кажется все просто: положительное поощряется, отрицательное запрещается, наказывается. Так ребенок под влиянием воспитательных мер постепенно приобретает расположение к тому, что оценивается положительно, и отвращается от того, что вызывает отрицательное отношение окружающих; тем самым воспитание идет в заданном направлении, к мыслимому взрослым идеалу.

Однако на практике воспитание оказывается делом куда более сложным и менее определенным; порой средства оказываются настолько неэффективными, что от родителей, от воспитателей зачастую можно услышать, что «дети не обращают внимания на мои замечания и оценки», что «ребенок вопреки запрещению или наказанию стремится сделать именно неодобряемое, действует как бы назло». Конечно, воспитатели и родители теряются в догадках: «Почему? В силу, каких причин воспитательное воздействие не оказывает необходимого действия? Почему воспитательные условия могут иметь лишь незначительный эффект, а порою приводят к противоположным последствиям?» Действительно, что же мешает идеальному течению воспитательного процесса? Что деформирует его воздействия? В форме ответ ясен: неумелое использование  воспитательных средств. Но в чем конкретно состоят ошибки? ...

Рассмотрим подробнее один из приемов воспитательного воздействия – оценка результата деятельности ребенка. Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, способ его реализации и результат. По каждому из этих моментов и высказать взрослому свое суждение: «Что ты задумал? Для чего? Как задуманное ты мог бы еще исполнить?» И обязательно подвести итог. Конечно, это только схема. В развернутой форме ребенку следует дать представление, что на него обратили внимание, оценили его старания: замысел – воплощение – результат. Причем оценка может быть дифференцированной: положителен результат, отрицательно исполнение или положительное исполнение и результат, но относительно замысла высказывается сомнение в его оригинальности, пригодности.

Заметим, что отрицательная оценка, данная взрослым, - особая, она вызывает у детей отрицательные эмоции. И, следовательно, с ней нужно обращаться очень осторожно. Ведь, очень часто, взрослые, ради необходимого действия, результата, лишь стыдят детей, рассчитывая, что возникшие в ответ неприятные переживания, ущемленное самолюбие побудят ребенка исправиться. К сожалению, это ошибочное представление весьма распространено. Вот о чем надо знать: в раннем и дошкольном детстве отрицательные эмоции, неприятные переживания не стимул к тому, чтобы что-то вновь предпринять и добиться положительно оцениваемого результата. Очень часто, особенно в период раннего детства, отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность. И, как результат, ребенок отвращается от деятельности, которая вызывает столь неприятные переживания.

Какие же условия необходимо соблюдать взрослому? Психологи настоятельно рекомендуют:

  1. Не оценивать отрицательно ребенка в целом. Отрицательная оценка может быть дана только конкретному действию, поступку, результату.
  2. Не раздражаться, не сердиться на непонятливость или неловкость своего воспитанника. Общий эмоциональный фон взаимодействия должен носить обязательно эмоционально положительный оттенок, оттенок доброжелательности.  
  3. Отрицательная оценка обязательно сопровождается необходимыми разъяснениями: что и почему не получилось – и предусматривает помощь в случае необходимости. Без разъяснений и помощи отрицательная оценка создает трудную, стрессовую ситуацию – ребенку ясно, что что-то не так, но почему и как – это неясно.
  4. Оценивая действия и достижения детей, важно выбрать верный эталон, так сказать, точку отсчета. Полученный результат можно сравнить с тем, что раньше умел или не умел конкретный ребенок. Чаще всего взрослые используют сравнение результатов между детьми, полагая, что оно активизирует  детское самолюбие, стимулирует к достижению более весомых результатов. Однако на практике не всегда так, и даже, чаще всего, не так. Чем младше дети, тем менее эффективна апелляция взрослого к их самолюбию. Для дошкольного возраста сравнение с другими вовсе не побуждает к активности, а, напротив, рождает в душе тревожные чувства, а иногда и отрицательные действия в отношении  того, с км сравнивают. Гораздо эффективнее сравнивать ребенка с самим собой.

Действенность оценки – положительной и отрицательной – определяется не только тем, насколько она корректно сформулирована, не только ее формой и содержанием, но и тем, в какую систему включена оценка. Психологи выделяют несколько стратегий, которые определяются тем, как регулярно и систематично взрослые оценивают детей и какие оценки – положительные или отрицательные – доминируют.

Первую стратегию можно назвать «строгие взрослые». В ее рамках пристальное внимание уделяют поступкам детей, их неумению, незнанию, всему, чего им не удается достичь. При этом положительные стороны поведения, достижения, как правило, не отмечаются, они воспринимаются  как должное, как само собой разумеющееся.

Стратегия вторая: восторженное поведение, когда поощряются преимущественно успехи, положительная сторона деятельности, поведения.

Стратегия третья:  справедливое поведение, справедливая реакция. Взрослые в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно  оценивают их.

Стратегия четвертая:  безразличие. Взрослые обращают мало внимания, как на достижения, так и на неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

Какими же предстают перед нами дети? Те, кого воспитывают строгие взрослые, обычно не уверены в себе, тревожны, имеют низкую самооценку. Природная любознательность внутренне ограничена: ребенок боится промахнуться, поскольку за ним последует отрицательная оценка, опасается исследовать новое, неизвестное – ведь результат может оказаться не в его пользу.

Стратегия «восторженных» взрослых имеет также свои минусы. Дети, воспитанные в такой обстановке, малочувствительны к отрицательной оценке. Отсюда некритичность, неопределенная самоуверенность, завышенная самооценка. Чем меньше ребенок, тем более склонен он ожидать и принимать от окружающих только похвалу в свой адрес.  Однако со временем ребенок должен научится  воспринимать и отрицательные оценки своим действиям и руководствоваться ими для достижения требуемого результата.

В наиболее благоприятном положении оказываются те дети, кого воспитывают справедливые взрослые. Они легче и быстрее дифференцируют одобряемое и неодобряемое, твердо уверенны в отношении взрослых к себе. А это уже благоприятное условие для развития адекватной самооценки: положительная самооценка усиливает одобряемые формы поведения, расширяет инициативу, самостоятельность, а отрицательная конструктивно перестраивает, ориентирует на достижение требуемого результата.

Безразличные к успехам и неудачам взрослые несистематическими и случайными оценками лишают ребенка твердых ориентиров.

Применяемая в дошкольном детстве одна из выше перечисленных стратегий имеет долговременный эффект. Достаточно часто первые результаты обнаруживаются уже в младшем школьном возрасте, ибо система отношений в школе опосредуется оценкой. Через оценку учитель осуществляет и обучающее и воспитательное воздействие. Поэтому так важно всем предшествующим опытом – дошкольным – подготовить ребенка к правильному восприятию и пониманию оценок взрослых.

Итак, действие оценки взрослого определяется не только ею самой, но и тем, в какую общую систему она включена. Поясним эту мысль: положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих взрослых при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ее ценности. Избыток отрицательных оценок при остром недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженные и болезненные отношения со взрослыми. Стратегия безразличных взрослых делает ребенка малочувствительным к оценкам. И только сочетание положительной и отрицательной оценки в опыте ребенка создает благоприятные условия для развития.

Все сказанное попытаемся обобщить в перечне правил. Итак, оценка:

  • дается постоянно и систематически, а не от случая к случаю;
  • сопровождается объяснением;
  • ориентирует на собственное умение достигнуть положительного результата;
  • помогает сравнить прошлые и настоящие достижения, подчеркивает прогресс в собственных результатах;
  • связывает достигнутое с усилием ребенка.

Принимайте детей такими, какие они есть. На этом чувстве доброжелательного расположения стройте воспитательную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной музыки в развитии личности ребенка (из опыта работы)

В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, м...

Статья "Роль оценки взрослого в развитии детей".

Материал полезен как для воспитатетлей, так и для родителей....

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»

Влияние взрослого на формирование личности ребенка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий....

Консультация для родителей . Тема: "Влияние взрослого на развитие личности ребенка"

Советы родителям о наиболее щепетильных моментах в общении с детьми....