Конспект родительского собрания на тему: «Подготовка ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Тихонова Ольга Николаевна.

Цели:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу;
  • вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_podgotovka_rebyonka_k_sh.doc64.5 КБ
Файл памятка341.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  МДОУ «Детский сад» с. Добровольское

Конспект родительского собрания на тему: «Подготовка ребёнка к школе»

Подготовила: воспитатель

Первой квалификационной категории

Тихонова О.Н.

с. Добровольское 2018 г.


Цели: 

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу;
  • вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

План проведения

  1. Просмотр видеоролика о деятельности детей в детском саду за го
  2. Психологические аспекты готовности ребёнка к обучению в школе
  3. Дебаты родителей
  4. «Что говорят дети?» (интервью детей о школе)
  5.  Подведение итогов собрания.

Ход собрания:

Просмотр видеоролика о деятельности детей в детском саду.

Не стоит забывать, что школа ждёт не столько образованного, сколько психологически готового к обучению ребёнка. Именно поэтому более подробно остановимся на психологических аспектах готовности ребёнка к школе:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление  закономерностей, пространственного мышления,  умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

      К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.
  • ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Мотивационная готовность

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и      подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд,  дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

В первое время при поступлении в 1 класс детей и родителей может подстерегать еще одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин этому может быть несколько: трудности в привыкании (адаптации) к новому образу жизни, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий, либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.

  • Инструкция. Представьте, что ваш ребёнок после нескольких дней учёбы в школе  говорит вам, что не хочет больше ходить туда. Ваша задача – ответить ему так, чтобы  желание учиться у него появилось вновь.

Упражнение «Что делать, если…»

Ребенок пришел из школы и сказал:

  1. – Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.
  2. - Не пойду больше в школу! Я уже и так все знаю.
  3. - Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.
  4. - Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.
  5. - Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно. 

Коммуникативная готовность

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Мини-лекция. Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что мама и папа в любом случае их поймут, поддержат и помогут им (если не делом, то хоть словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то, заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получается, а похвалить за мизерный успех.

Упражнение «Все равно ты молодец!»

Инструкция. Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое называется «Все равно ты молодец». Ваша задача - ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое неодобрение или одобрение его действиям, но в вашей речи обязательно должна прозвучать фраза «Все равно ты молодец», т.е. вам нужно найти то, за что ребенка в данной ситуации можно похвалить.

Упражнение «Все равно ты молодец»

  1. – Учительница сказала, что у меня буквы «пляшут».
  2. – А мне сегодня «звездочку» не дали.
  3. – Я сегодня на математике ничего не понял.
  4. – Я забыла записать домашнее задание.
  5. – Я нечаянно порвал учебник.
  6. – А мне поставили «2» за то, что я подсказывал.
  7. – Меня сегодня выгнали из класса за то, что я на уроке кидал в Петьку резинкой.

   

Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6-7 лет у детей родительский авторитет становится уже не так высок и непререкаем, как в то время,  когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница – безусловный авторитет. И обязанность родителей – всячески его поддерживать.

Мини-лекция.  Еще одна проблема – как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?

Так же как не следует делать трагедии из «двойки», не стоит и слишком восторгаться «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки – не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

В настоящее время отметки в 1 классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что – не очень).

Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой и т.п., это вызывает у него внутренний протест. У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо - второй вариант - ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он «баран» и «тупица», начинает таким себя и чувствовать, и поэтому перестает стараться.

Упражнение «На ошибках учатся»

Инструкция. Возьмите большой лист бумаги, маркеры или фломастеры и напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся». Теперь украсьте этот лист (у вас на столах имеются наклейки, или вы можете просто разрисовать его), чтобы было приятно на него   смотреть. Эти плакаты вы возьмете с собой. Поместите этот лист дома, там, где ребенок будет постоянно его видеть. А если к ошибкам ребенка болезненно относитесь вы, родители, то тогда этот плакат имеет смысл поместить перед вашими глазами.

Дебаты родителей: (у которых уже второй ребенок идёт в школу)

  • С какими трудностями столкнулись?

Вопросы детям о школе.

Для того, чтобы узнать, как же представляют себе обучение в школе сами дети, мы задали им ряд вопросов, и вот как они отвечали.

В заключение хочется пожелать успехов Вам, родители, в воспитании и подготовке детей к школе. Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова ДОШКОЛЬНИК и превратившись в ШКОЛЬНИКА. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится. И чтобы дать вам еще больше информации о периоде подготовки к школе, мы приготовили для вас памятки, которые вы можете взять с собой и почитать на досуге.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться, и он испытывал меньше трудностей в адаптационный период, предлагаем вам помочь ему уже сейчас.

«Портрет» первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;C:\Users\1423\Desktop\1434684111_shkola-otv.png
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения, организованность;
  • активность, любознательность и стремление к открытиям.

Наиболее значим интерес ребенка к учебе. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.

Советы родителям:

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.C:\Users\1423\Desktop\14.jpg
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Как помочь ребенку подготовиться к школе? 

  • Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
  • Развивайте у ребенка самостоятельное мышление: много разговаривайте с ним, читайте вместе, обсуждайте прочитанное, делайте выводы.
  • Подходите к освоению нужных функций в игровой форме: считайте вместе ступеньки, деревья, лужи. Читайте вывески на магазинах. Изучайте цвета на наглядном примере: небо голубое, трава зеленая, кошка серая. Пусть Ваш ребенок побудет учителем, а любимые игрушки - учениками. Повторяя таким образом полученную информацию, он быстрее усвоит ее.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка. Лепите из пластилина, собирайте конструктор и пазлы, клейте поделки из цветной бумаги.
  • Развивайте в ребенке самостоятельность.
  • Объясните ребенку правила безопасности дома и на улице.
  • Не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается. Лучше объясните еще раз. И ни в коем случае не делайте его работу за него. Иначе он всегда в решении трудных вопросов будет надеяться на Вас.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе"...

Родительское собрание на тему "Подготовка ребенка к школе"

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Для того, чтобы процесс подготовки и будущая адаптация к школьной жизни ...

Программка проведения родительского собрания на тему "Готовность ребёнка к школе" (из опыта МБДОУ № 30)

данный материал будет полезен тем, кто собирается или уже проводит родительские собрания в нетрадиционном стиле...

Родительское собрание на тему:"Готовность ребёнка к школе"

Аспекты, анкетирование,памятка родителям....

Родительское собрание по теме "Подготовка детей к школе"

Конспект родительского собрания и анкета...

Родительское собрание на тему: «Подготовка ребёнка к школе».

Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.Задачи:•помочь родителям в правильной организации работы по подготовке ребенка к обучению в школе;• повышать педагог...

Конспект родительского собрания на тему: "Ваш ребёнок - будущий школьник"

Родительское собрание на начало учебного года в продготовительной группе....