Консультации для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Cажина  Ксения Юрьевна

«Вежливость у ребенка можно воспитать только вежливостью»

В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки» их – к большому удивлению – наказывают. 

«Дети – увеличительные стекла зла», – как-то заметил Л. Н. Толстой.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Вежливость у ребенка можно воспитать только вежливостью»

В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки» их – к большому удивлению – наказывают. 

«Дети – увеличительные стекла зла», – как-то заметил Л. Н. Толстой.   Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям.

Вежливость – способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к ЛИЧНОСТИ,  нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАК говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др.

У этикета есть словесные и несловесные средства - «волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки. Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе»,  всего - то около 30.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня детям?

УТРОМ – «Доброе утро»«Я рада тебя видеть»«Здравствуй»«Как ты себя чувствуешь?»

ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита»,  «Благодарю», «Спасибо»,  «Позволь за тобой поухаживать»«Все было очень вкусно».

ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши»«Будь добр»«Пожалуйста»«Извини», «Позволь»«Если тебя не затруднит»«Прошу прошения».

ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось?»«Как твое здоровье?».

ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер»«До свидания»«До завтра»«До встречи», «Счастливого пути»«Всего хорошего»«Всего доброго»«Доброй ночи»«Приятных снов».

Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.

Предлагаю некоторые рекомендации обучения речевому этикету детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники обычно уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Иногда они предпочитают в конфликтных ситуациях находить выход самостоятельно, не обращаясь к взрослому, знают достаточное количество правил речевого этикета и нередко используют эти правила.

Можно поставить красивую шкатулку-сундучок, куда будут складываться картинки с записанными «волшебными словами»«Сундучок волшебных слов» должен постоянно пополняться и использоваться в различных играх, конкурсах. Можно, например, организовать такие конкурсы, как «Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких сказках по-особому здоровается, прощается, просит извинения?» Весело могут проходить конкурсы пожеланий, поздравлений, комплиментов.

Со старшими детьми уже можно обсуждать правила участия в общем разговоре, правила знакомств, правила выхода из конфликта. 

Например«Как избежать ссоры, если ты не согласен с чьим-то мнением?»«Как можно я с тем, кто не хочет слушать?» 

Подобные правила можно сообща выработать и зарифмовать, тогда их легче запомнить.

В этом возрасте дети по-прежнему любят театрализованные игры, в том числе и пальчиковый театр. В таком театре можно разыгрывать вполне серьезные стихи и прозаические тексты. 

Например:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым,

доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

(Н. Красильникова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...