Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков
консультация (средняя группа) на тему

Ольховская Валентина Александровна

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

                                                                              «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему

                                         комфортно жить в обществе людей…»
                                                                                                          Выготский Л.С.

1. Актуальность вопроса о формировании коммуникативных способностей дошкольников.

         Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

         Коммуникативные способности  – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

         Значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.

           Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

            Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется в федеральном государственном образовательном стандарте. Именно игра и общение становятся ведущими видами детской деятельности.

2. Формы организации детского общения:

  • речевые проблемные ситуации;
  • беседы;
  • отгадывание загадок;
  • составление рассказов, сказок;
  • ситуативные разговоры;
  • игры.

Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей.

3. Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.

Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре.

           Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

            Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:

  • реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
  • рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
  • коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;
  • отсутствие соревновательности в играх.

Педагоги ДОУ могут использовать  широкий диапазон самых разнообразных игр.

3.1. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

        В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

                 Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей,  воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации,  и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой-либо роли, взрослый направляет игру  с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.

3.2. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.

           Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждом  литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.  Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности. Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

          Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

3.3. Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.

        Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре.

        Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения на равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

          Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.

           Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

3.4. Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Они направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом социализации детей в детском коллективе.

            Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

            Построены они на естественных жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше сыграет, спляшет). Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.

        Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.

          Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

          Такие игры, как «Прорви круг»«Поводырь»«Стиральная машина»«Бабушка Маланья» направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.

          Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек»«Комплименты»«Передай сигнал»«Скажи хорошее о друге»«Шляпа знакомств»«Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

           Игры «Путаница»«Веселая зарядка»«Насос и мяч» способствуют снятию мышечного напряжения и эмоционального раскрепощают детей. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. В зависимости от подготовленности дошкольников педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений.

Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.

            Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе с взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.

             В детском коллективе всегда есть так называемые «звёзды», а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Дети с высокой популярностью могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод и обиду, становятся замкнутыми и отчуждёнными. Игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения.

            Здесь необходимо по взгляду партнера понять его намерения, продемонстрировать дружелюбие и входить в контакт с ним, который усиливается через рукопожатие и хлопки. Дети с заниженной самооценкой в таких играх чувствуют себя полноправными членами коллектива.

             Использовать данные игры можно в самых разнообразных формах работы – и на праздниках, и на развлечениях, и при непосредственной музыкальной деятельности, и в качестве динамической паузы. Как наиболее эффективную и мобильную форму для достижения педагогических целей, можно использовать коммуникативную игру и в работе с родителями. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах и мудрости.

             Педагоги давно отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

 

 

 

Использованная литература

  1. Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками: монография/В.Н.Белкина.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.
  2. Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспект: монография/В.Н.Белкина –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.
  3. О.Л.Куликова. Модель формирования коммуникативных умений у дошкольников в музыкально-игровой деятельности. Ярославский педагогический вестник – 2013- №1-Том 2 http://vestnik.yspu.org/releases/2013_1pp/44.pdf
  4. Поняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
  5. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  http://festival.1september.ru.
  6. Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

 

 

 

Игры и упражнения

для детей с  затруднениями в общении

4 - 5 лет

       Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, не решается подойти к детям, недоверчив и застенчив. Но также ничуть не легче выслушивать жалобы, что Ваше дитя все время дерется, обижает, мешает играть. Затруднение в общении, конфликтность и обособленность — признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.    Здесь Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать. Данные игры групповые, т.е. требуют большого количества участников, но какие-то можно адаптировать под  индивидуальные, которые родители могут выполнять сами со своим ребенком. Я не стала адаптировать групповые игры под индивидуальные, представляю их в том виде, в котором предлагают авторы, так как, возможно, Вы захотите их использовать на детских праздниках и развлечениях, или организовать какую-либо игру на детской площадке с другими мамочками

Клубочек

    Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?», «Чего ты боишься?» и т.д.). Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующий вопрос следующий игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Поварята

  Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получается вкусное красивое блюдо – просто объедение.

Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу берутся за рукисмотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

                                                Комплименты

    Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседунадо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

    Предосторежение

  1. Некоторые дети не могут сказать кмплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное»,  «сладкое» «цветочное», «молочное» слово
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

     Утка, утка … гусь

  Участники игры встают в круг. Ведущий – внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка … гусь». Гусь скрывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих – быстрее занять освободившее место. Вся сложность состоит в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

  Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в          

                     роли «гуся». Слова приветствия произносятся громко и          

                    отчетливо, а движения реверанса должны выполняться «на                    

                   бегу»

                     

                                                      Ворона

  Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

                                       Ворона сидит на крыше,

                                       Ощипывает она свои крылышки.

                                       Сирлалала, сирлалала!

  Затем очень быстро и неожиданно:

                                       А кто раньше сядет?

  Затем:

                                      А кто раньше встанет?

  Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

                                                 Гнездышко

  Дети присели в кругу взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.

                                       Передай мячик

  Сидя или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передав мяч. Кто уронил – выбывает.

  Замечание. Усложнив упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

                                               Песенка по кругу

  Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песенку. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют всем хором.

                                                   Подарки

  Дети находятся в круге. Ведущий         говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку). Чем необычнее будет придуманное, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что – то следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы никто не остался без подарка.

                                            

     Источник материала: https://ncuxolog.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-s-zatrudneniyami-v-obshhenii - семейный сайт ncuxolog.ru

                           

      Игры и упражнения

              для детей с

 затруднениями в общении

                5 - 6 лет

                                           Ветер дует на… 

  Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

  Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

                                             Найди друга

  Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

                                         Рукавички

  Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар рукавичек равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенными, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

                                         

                                                 Замечание. Ведущий наблюдает, как организуют  

                                                                     совместную работу пары, как делят                  

                                                                     карандаш как при этом  

                                                                     договариваются.

                                                                    Победителей поздравляют. 

                                    Сочиним историю

  Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

                                             Дракон

  Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник –«голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли.

                        Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи

  Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

  «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы.». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

  Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» и все валятся на пол.

                                        Дотронься до…

 

  Все играющие одеты по – разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Вы должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

                                               Замечание. Взрослый следит, чтобы                                    

                                                                  дотрагивались до каждого участника.

                             На что похоже настроение?

  Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко и в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводиться по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

                                          Есть или нет?

  Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  Есть ли в поле светлячки?

  Есть ли в море рыбки?

  Есть ли крылья у теленка?

  Есть ли клюв у поросенка?

  Есть ли гребень у горы?

  Есть ли двери у норы?

  Есть ли хвост у петуха?

  Есть ли ключ у скрипки?

  Есть ли рифма у стиха?

  Есть ли в нем ошибки?

                                                  Тень

  Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

                                  Психологическая лепка

  В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит слепить из своих тел одну общую фигуру: морскую звезду (можно лежа на ковре) – и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

                                  Запрещенные движения

  Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывает запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.    

                            Замечание.      Запрещенных движений может быть около 7.

                                        Прогулка по ручью

  На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встают в конец цепи.

                                                   Зеркало

  Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая – разные зверушки.

  Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

                Игры и упражнения

               для детей с

затруднениями в общении

                 6 - 7 лет 

                                   Ветер дует на…

  Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

  Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

                                                Секрет

  Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

                                                Замечание. Ведущий следит за процессом обмена  

                                                секретами, помогает наиболее робким найти  

                                                общий язык с каждым участником. 

                                    Строим цифры

  Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,4,5 и т.д.)», - дети выполняют задание.

                                                  Замечание. Если дети справляются с заданием  

                                                  быстро, то можно считать быстрее, то есть      

                                                 сократить время построения.

                                         Строим ответ

  Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру – ответ. Например: 5+2, вы построите 7; 8-3, вы построите цифру 5».

                                      Живая скульптура

  Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

                                      Замечание

                                                         1.Взрослый выполняет роль скульптора в  

                                                         течение всего упражнения.

                                                         2.Следит, чтобы участники не  

                                                        застаивались в общей скульптуре и, выходя,

                                                        обязательно смотрели на общую              

                                                        композицию, отслеживая, на что она  

                                                        похожа.

                                      Гуляем по парку

  Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульпторы, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

                                         Замечание

                                                            1.Скульпторы не меняют свои позы и не

                                                            умеют разговаривать.

                                                           2.Взрослый – главный эксперт, ему              

                                                           нравятся все скульптуры, и он их очень  

                                                          нахваливает.

                                        Сиамские близнецы

  Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, порисовать и т.д.

                                                Совет

                                                                   Чтобы третья нога была «дружной»,  

                                                                    можно две ноги скрепить веревочкой.

                                              «Поводыри»

  Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  является актуальной....

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками....

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...

Консультация для родителей " Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков"

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Консультация для родителей «Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков»

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность....