ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
статья по развитию речи (старшая группа)

Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Задачи:

преодоление застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе;

– развитие совместно-индивидуальной формы сотрудничества;

– укрепление эмоционально-положительных контактов;

– формирование потребности в устойчивом межличностном взаимодействии;

–формирование представлений о нравственных нормах и правилах взаимодействия и поведения в коллективе, доброжелательном, гуманном отношении друг к другу;

– развитие умения вести диалог, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя при этом мимику и пантомимику и не стесняясь в проявлении своих эмоций и чувств.

–формирование умения разрешать конфликтные ситуации на основе оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению окружающих.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

 Процесс формирования и совершенствования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, с одной стороны, обычный процесс, обязательно происходящий в жизни любого человека на определенном этапе. С другой стороны, это очень сложный процесс, зависящий во многом от педагогов, родителей, в целом от окружения ребенка.

Коммуникация - умение договариваться и устанавливать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком. В условиях быстро меняющегося современного мира не так важно то, что ребенок умеет делать, а то, насколько он готов познавать новое и учиться, осваивать новые знания и применять свои умения на практике.

Коммуникативные способности не формируются сами по себе. Они являются результатом реализации целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком. Также формирование коммуникативных способностей зависит от особенностей личности, окружающего коллектива дошкольного учреждения, внутрисемейных взаимоотношений.

Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.

 Развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности, который делится на три этапа в развитии речи ребенка: первый этап – довербальный, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения; второй этап – этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими; третий этап – этап развернутой вербальной коммуникации.

Работа по развитию коммуникативных навыков с детьми строится на основе принципа сотрудничества детей друг с другом. Такой подход в работе позволяет не только обогатить взаимоотношения детей в процессе обучения, но и качественно подготовить их к решению повседневных задач в общении и взаимодействии, способствует формированию основ личностно-социальной компетентности, воспитывает в них отзывчивость и доброту.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

Успешная организация игр невозможна без устройства игрового пространства в группе, которое включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми педагог обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

В старшем дошкольном возрасте у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для дальнейшего развития детской игры происходит обогащение тематического содержания игры, развитие сюжетной линии. Рассмотрим это на примере  нескольких подобных игр.

«По мотивам сказки».

Задачи: учить детей пересказывать знакомую сказку с опорой на предметы, развивать умение додумывать сюжет с новым героем сказки, воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: вырезанные из картона фигурки Дюймовочки, мыши, крота, ласточки.

Ход игры: Педагог раскладывает на фланелеграфе фигурки хорошо известной детям сказки (Дюймовочки, мыши, крота, ласточки, лягушки, жука, мальчика) Проводит с детьми беседу. – Из какой сказки все эти герои? – Как звали главную героиню? – Может здесь кого-то не хватает? (воспитатель выкладывает на фланелеграф фигурки лягушки, жука и эльфа) – Давайте вспомним, о чем эта сказка, что случилось с этой девочкой?

Дети пересказывают сказку. После воспитатель предлагает детям представить, что было бы, если в эту сказку попал мальчик Саша. Затем педагог помогает детям выстроить цепочку событий в сказке с новым героем. Каждый желающий высказывает свою версию событий.

«Дружба крепкая».

Задачи: развивать умение мыслить нестандартно, развивать связную речь.

Оборудование: 2-3 игрушки

 Ход игры: педагог показывает детям набор игрушек, сообщает, что эти игрушки очень хотят дружить, но не знают с чего им начать. Предлагает детям составить небольшие рассказы об этих игрушках, в конце которых они подружатся. Взрослый предлагает детям набор игрушек, рассказывает детям, что в мире все дружат. Но прежде воспитатель предлагает свой вариант.  

«Придумываем историю».

Задачи: формировать умение самостоятельно развертывать игру – фантазию (с частичной опорой на предметы). Увеличить объем знаний детей об окружающем мире.

Ход игры: педагог по аналогии с игрой по сказке предлагает детям придумать реалистичную историю.

 «Здравствуйте».

Играют все ребята сразу. Оговаривается определенный отрезок времени, за который им необходимо поздороваться как можно с большим количеством детей. Способ взаимодействия (пожать руку, обнять, похлопать по плечу и т.д.) оговаривается так же заранее. Игра проводится не на результат. По окончании игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия. Какое настроение было до «приветствия», а какое сейчас настроение у игроков.

«За стеклом».

Игра в парах. Один ребенок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

«Ищу друга». Материал к игре: набор картинок (игрушек) по 2-3 штуки. Проведение: каждому игроку выдается одна картинка (игрушка). Задача игроков - найти свою пару (игрока, у которого такая же картинка (игрушка). Пока играет музыка, дети ищут своих «друзей».

 Игры-ситуации со сказочными героями.

1. Мишки поссорились, давайте попробуем их помирить.

2. Как зайке попросить игрушку у мышки, она ему очень понравилась, и он хочет в нее поиграть.

3. Подскажите волку, как попросить прощение у белочки. Он ее очень обидел.

4. Кошечка Мила пришла в новую группу к другим кискам, поможем ей со всеми подружиться. С чего ей начать?

После этого проигрываются реальные ситуации.

1. Представь, что ты потерял свою любимую машинку или куклу. Попробуй подойти к ребятам и спроси у них – не видели ли они ее.

 2. Я библиотекарь. Вы пришли в библиотеку – попроси у меня книгу, которая тебя заинтересовала.

 3. Твои друзья играют в интересную игру. Подойди и попроси принять тебя. Что ты будешь делать, если они тебя не примут?

4. Ты заметил в группе отдельно сидящего ребенка. Как ты позовешь его играть? Если он не согласится, что ты будешь делать?

5. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

6. У тебя сегодня праздник. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

7. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

В процессе игровой деятельности (самостоятельной или организованной) многие воспитанники правильно определяют эмоциональные состояния сверстников, героев мультфильмов и взрослых людей; объясняя их причину и делая прогнозы дальнейшего развития ситуации. Охотно выполняют задания, направленные на получение необходимой информации в общении. При выполнении задания могут самостоятельно сформулировать 3-4 развернутых вопроса. Дети проявляют способность поддерживать простой диалог со взрослыми и детьми. Умеют выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста

Создание условий для организации и содержание детской деятельности...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста

Основные моменты организации игровой деятельности дошкольников по ФГОС...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...