Консультации для родителей "Значение оригами для развития детей "
консультация на тему

Ермолаева Наталья Александровна
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_origami.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития детей».

 В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.

 Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».

 Оригами –   японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

 Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

 Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.

 Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. 

 Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.

 И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.

                                  Консультация для родителей

«Значение пальчиковых игр и работы с бумагой для развития у детей речи, памяти и внимания.»

          Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

         Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Второй частью в занятиях нашего кружка является работа с бумагой.

Бумага является отличным материалом для детского творчества. Она одновременно прочна и податлива. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой, ребенок овладевает различными приемами и способами -   сгибание листа, надрезание, склеивание. Аппликации из бумаги, оригами для детей, создание сборных моделей, изготовление бумажных детских поделок - вот самые популярные виды творчества с использованием бумаги и картона.

Из бумаги можно изготовить столько различных поделок! Детские бумажные модели и поделки от простых самолетов и кораблей до сложных замков и дворцов из бумаги и картона, собранных без клея и ножниц. Еще один из вариантов творчества из бумаги - создание открыток.

 Первые занятия с бумагой для детей можно проводить уже в 2-3 года. Малышу вполне под силу смять тонкий лист бумаги, нанести клей на лист бумаги, приклеить  заготовку, нарвать маленьких кусочков бумаги.

Занятия с бумагой у детей с 2  лет развивает мелкую моторику пальчиков, точность движений, формирует  интерес к творчеству, развивает фантазию.

Постепенно с помощью простых поделок из мятой, рваной бумаги мы подводим детей к знакомству с искусством оригами.

Детские поделки, модели и оригами из бумаги разнообразны - мальчишки с радостью изготавливают такие оригами как самолет и кораблик, а девочки - журавлика или цветок (розу). Изготовление поделок из бумаги и сборка оригами развивает у детей терпение и внимание. Попробуйте сами создать бумажную розу или тюльпан, не прибегая к помощи схемы по изготовлению этого оригами.

Оригами - это не только игра, но и целый вид искусства, пришедший к нам из Японии. Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги без ножниц, киригами - с использованием ножниц.

Сборка оригами развивает интеллект малыша, зрительную память, учит принимать нестандартные решения. Существуют готовые бумажные наборы для творчества, в которых есть специальная бумага для детского оригами с нанесенными схемами и инструкцией, следуя которой малыш сможет собрать из бумаги журавлика, изготовить самолет, корабль, розу и другие цветы. С помощью такого набора можно создать очень красивые поделки, которыми можно украсить дом или использовать в качестве подарка близким.

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать:

 Во - первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу. А не по истечении длительного времени. Это очень важно, т.к. у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Во - вторых, результат полученное изделие всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений ,игрушки или дидактического материала . В третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего это влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка .все мы знаем ,насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе ,особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. В.А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок. Это и подвело меня заняться по обучению детей приемам оригами. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов внимание, память, мышление, воображение. Без внимания невозможно сложить изделие. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога: - на занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов ,т к .в оригами все взаимосвязано .складывание фигурок основано на освоении базовых форм ,которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти. - при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет, т.е. мыслить. - в развитии творческих задатков можно выделить развитие конструктивных способностей ,у некоторых ребят появляется желание создать что то свое это огромный шаг вперед, это плод его воображения.

Оригами и медицина:

 - оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную среду человека- это особенно важно для тех ,у кого есть различные проблемы общения ,кто застенчив или напротив излишне агрессивен. - оригами, идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

 - оригами при работе с больными детьми порой становится единственно возможным.

 - любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например ,малыш боится волка .можно предложить сложить фигуру волка методом оригами. Ребенок видит ,что волк ,по сравнению с ним совсем маленький ,не страшный. - в работе с маленькими детьми, превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки. В процессе складывания фигурки становятся своеобразной иллюстрацией рассказа .при этом очень важно ,чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги.

Основные направления оригами:  - создание фигур. - применение фигур в оформление помещений, подарков, аппликации. - развитие речи ребенка, выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений - расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера. - информация экологического характера: изготовление фигурок животных, насекомых, растений. - сведения о геометрических понятиях: дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы ,получают геометрические фигуры в ходе складывания.

Основные принципы при обучении оригами:- доступность. - постепенность. – системность

     Если ребенок с 2-3 лет занимается работой с бумагой (оригами), то одновременно с радостью творчества он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев рук: ведь их сила автоматически возрастает, когда ребенок складывает или сгибает листы бумаги, разглаживает заготовки, расправляет   полученные модели Искусство работы с бумагой демократично и популярно, им занимаются давно во всем мире, у него нет границ. Помните, что в бумажной поделке ценятся не столько реализм в изображении объектов, сколько внутреннее чувство, ощущение «духа», присущее тому или иному созданию природы.

     

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

 на тему:       Искусство оригами – интригующая загадка.

В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок - зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии.  Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.
          Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?

          Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться ,с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка .Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.

Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

         Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.


Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка.

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

         – Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

 И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Консультация для родителей

«Оригами и психология».

Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого, оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает. 
        Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Консультация для родителей

«Общие правила при обучении технике оригами».

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
       
Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
       
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Консультация "Значение оригами для развития детей"

Консультация "Значение оригами для развития детей"...

Консультация для родителей «Значение оригами для развития детей».

Оригами –   японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлек...

Консультация для родителей «Значение оригами для развития детей».

Консультация для родителей«Значение оригами для развития детей».            В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мас...

Консультация для родителей "Влияние оригами на развитие детей !"

В консультации представлены цели и задачи для развития детей, при работе с техникой Оригами....

Консультация "Роль оригами в развитии детей"

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторон...

Консультация для родителей "Значение ОРИГАМИ для развития детей"

Консультация для родителей "Значение ОРИГАМИ для развития детей"...