Повышенная тревожность.... родителям важно знать!
консультация на тему

Кудряшова Жанна Викторовна

Повышенная тревожность....Что это такое? В статье дано описание основных причин возникновения повышенной тревожности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_vazhno_znat.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям важно знать

Тревожный ребенок

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребёнок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами), или, напротив, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить, или, наоборот, напряженное молчание; трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребёнка деятельности; боязнь любых даже незначительных перемен; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).

Ваш ребенок может проявлять признаки тревожности, если:

  • У ребенка тонкая нервная организация. Он чувствительный и впечатлительный.
  • Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живёте в ожидании негативных событий и последствий.
  • В семье происходят перемены, о которых ребёнок ничего не знает, но чувствует, как изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть.
  • Ребёнок привык в основном опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной.
  • В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребёнок получает наказание, за что – поощрение.
  • Вы требуете от ребёнка безупречности, идеальности, совершенства (завышенные требования). Ребёнок осознаёт, что не может соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
  • Вы даете ребёнку множество тревожных посланий: «Ты упадёшь… У тебя не получиться…Ты неловкий…У тебя всегда так…» В этом случае ребёнок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами.
  • Вы транслируете ребёнку тревожно-негативное представление об окружающем мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница сделает замечание. Полицейский заберёт, тебя никто не будет любить и т.д.»
  • Ребёнок пережил психологическое травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться.

Родителям важно знать, что:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качество, позволяющее справиться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте. Что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
  • В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребёнка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
  • Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.д.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.
  • Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребёнка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился. К тому же, следует понимать, что ему очень трудно оставлять дело незавершенным.
  • Полезно вместе с ребенком обсуждать предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
  • Ребёнку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребёнку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
  • Важно формировать у ребёнка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и её результатами, спрашивая его самого о том, как он сам оценивает свою работу и почему так. Не следует сравнивать ребёнка с окружающими.
  • Не следует заставлять ребёнка делать то. Что вызывает тревогу (например, выступить на утреннике, принять участие в игре и т.д.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретёт внутреннюю готовность к каким-то действиям.
  • Для тревожных детей полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, песком, фантиками и т.п.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
  • Желательно постепенно увлекать ребёнка рисованием восковыми мелками, красками, работой с пластилином, глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать. А работа с творческим материалом им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.
  • Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребёнком, и он так же, вырастет с ощущением того, что он- хороший и мир вокруг интересный и разный.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

В этой статье предложен ряд рекомендаций призванных помочь родителям дошкольников сгладить проявения тревожности у детей перед школой....

Рекомендации для родителей "По профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста"

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Консультация для родителей «Что важно знать, если Ваш ребёнок особенный». Предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей гиперактивных детей. Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке к родительским собраниям, консультациям, как информация в родительских уголках...

Памятки для родителей "Важно знать"

Никогда не воспитывайте в плохом настроении. «Держать улыбку», потому что именно лицо - ваша визитная карточка....

Консультация "Родителям важно знать"

Детско-родительские отношения одна из острых тем. ...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....