«Как помочь ребёнку в усвоении грамматических категорий родного языка?» Консультация для родителей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бордунова Ольга Васильевна

 Содержание консультации направлено на то, чтобы родители могли помочь детям усвоить некоторые грамматические категории родного языка, используя классические дидактические упражнения. Универсальность и простота этих упражнений позволяют использовать их при закреплении материала любой лексической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_grammatike.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку

 в усвоении грамматических категорий родного языка?»

Консультация для родителей

Прежде, чем перейти к разговору об основной теме, давайте вспомним некоторые понятия.

Грамматика – раздел языкознания, наука об образовании и изменении слов и о строении предложений.

Словоизменение – изменение слов по их грамматическим формам.

Словообразование – система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов; раздел грамматики, изучающий законы образования слов и их строения.

Установление состояния сформированности грамматического строя языка – один из ведущих моментов логопедического обследования детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Выявляется

  • правильность употребления детьми категорий рода, числа, падежа существительных; предложных конструкций;
  •  умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.

Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется

  • образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот;
  • образование уменьшительной формы существительных от данного слова;
  • образование глаголов с оттенками действий.

Грамматические категории

Словообразование:  

образование

- существительных,

- прилагательных,

- глаголов

при помощи суффиксов,

 приставок; путём слияния

 двух основ слов

Соловоизменение:

- множественное число существительных,

- употребление существительных в косвенных падежах без предлогов,

- употребление предложно-падежных конструкций,

- согласование существительных с прилагательными,

- согласование существительных с числительными от одного до пяти,

- употребление глаголов.

Дидактические упражнения

 по развитию грамматических категорий

 и последовательность их использования

на примере лексической темы

 «Мебель»

 (примерный перечень)

  1. «Назови правильно»

Цель: Расширение словаря; употребление существительных в именительном падеже.

Содержание: Взрослый  предъявляет детям картинки или предметы и предлагает назвать их, сохраняя слоговую структуру слова («Представьте, что мы оказались в магазине мебели. Это что?..»)

  1. «Один – много».

Цель: Образование множественного числа существительных.

Содержание: Можно проводить с мячом. Взрослый называет предмет мебели и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч и возвращает, называя предмет во множ. числе (стул – стулья, кровать – кровати…)

  1. «Назови ласково»

Цель: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Содержание: Взрослый предлагает детям назвать ласково мебель в кукольном уголке («В комнате – кровать, а в комнатке – кроватка, в комнате – шкаф, а в комнатке – шкафчик…»).

  1. «Жадина»

Цель: Упражнять в согласовании существительных с  местоимениями «мой», «моя», «мои».

Содержание: Взрослый выбирает любой предмет и говорит: «Это мой…шкаф». Затем ребёнок выбирает любой предмет и говорит: «Это мои…стулья» и т.п.

  1. «Для чего – какой?»

Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Пример: Взрослый показывает ребёнку предмет и спрашивает о его назначении. «Это что? (Шкаф) Он для чего? (Для книг) Раз он для книг, значит он какой? (Книжный).  

  1. «Из чего – какой?»

Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Содержание: Взрослый показывает ребёнку предмет и спрашивает о материале, из которого он изготовлен.

Пример: «Это что?» –  «Шкаф». – «Из чего он сделан?» – «Из дерева.» – «Раз он сделан из дерева, значит, он какой?..» – «Деревянный».  «Стул из пластмассы..?»  –  «Пластмассовый». «Стол из стекла». – «Стеклянный».

  1. «Посчитай»

Цель: Упражнять в согласовании существительных мужского, женского и среднего рода с числительными от одного до пяти.

Содержание: Взрослый предлагает ребёнку «посчитать» предметы мебели.

Пример: «Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев».

                «Одна полка, две полки, три полки, четыре полки, пять полок».

                «Одно кресло, два кресла, три кресла, четыре кресла, пять кресел».

Дидактические упражнения

 по развитию грамматических категорий

 и последовательность их использования

на примере лексической темы

«Посуда»

(примерный перечень)

  1. «Назови правильно»

Цель: Расширение словаря; употребление существительных в именительном падеже.

Содержание: Взрослый  предъявляет детям картинки или предметы и предлагает назвать их, сохраняя слоговую структуру слова  («Представьте, что мы оказались в магазине посуды. Это что?..»)

  1. «Один – много».

Цель: Образование множественного числа существительных.

Содержание: Можно проводить с мячом. Взрослый называет предмет посуды и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч и возвращает, называя предмет во множ. числе (чашка  –  чашки, ложуа – ложки, кастрюля - кастрюли…)

  1. «Назови ласково»

Цель: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Содержание: Взрослый предлагает детям назвать ласково посуду в кукольном уголке или на кухне ( чашка – чашечка, ложка – ложечка, ковш – ковшик …).

  1. «Жадина»

Цель: Упражнять в согласовании существительных с  местоимениями «мой», «моя», «мои».

Содержание: Взрослый выбирает любой предмет и говорит: «Это мой…нож». Затем ребёнок выбирает любой предмет и говорит: «Это мои…тарелки» и т.п.

  1. «Чего не стало?»

Цель: Упражнять в правильном употреблении окончаний существительных родительного падежа.

Содержание: Взрослый предъявляет ребёнку несколько предметов посуды , предлагает закрыть глаза, убирает какой-либо предмет и спрашивает: «Чего не стало?» («Нет ковша,.. чашки,.. блюдца…»)

  1. «Из чего – какой?»

Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании существительных с прилагательными.

Содержание: На первом этапе можно использовать настоящие предметы либо картинки. Позже – на слух, без опоры на зрительный анализатор.  «Эта чашка из чего сделана?» - «Из глины». - «Чашка из глины  какая?» - «Глиняная».  «Ложка из дерева…?» - «Деревянная». «Нож из металла…?» - «Металлический»…

  1. «Что без чего?»

Цель:  упражнение в правильном употреблении окончаний существительных родительного падежа, уточнение словаря (части посуды).

Содержание: Взрослый закрывает часть посуды и спрашивает: «Кастрюля без чего?» - «Без дна».  «Чайник без чего?» - «Без носика»...  

  1. «Что чем едят?»

Цель: Упражнять в правильном употреблении окончаний существительных творительного падежа, способствовать развитию связной речи.

Содержание: Взрослый задаёт вопросы: «Чем едят суп?»       - «Суп едят ложкой». «Чем режут хлеб?» -  «Хлеб режут ножом». Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что отвечать нужно полным предложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)

Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания ...

Познакомьте ребёнка с родным городом! Консультация для родителей.

В нашем детском саду мы знакомим детей с достопримечательностями родного города. Каждый ребенок должен знать историю, культуру своего города. Мы просим Вас уделить особое внимание воспитанию любви к с...

"Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь? " Консультация для родителей.

Консультация для родителей: «Как помочь  вашему ребёнку красиво и правильно петь?»...

Познакомьте ребенка с родным городом.Консультация для родителей.

Рекомендации для родителей, как "знакомить" детей с родным городом. Дидактические игры по теме....

Что должен знать дошкольник о родном городе. Консультация для родителей.

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, детского сада, города...

«Как помочь ребенку сформировать и закрепить новые привычки» Консультация для родителей

       Выражение «привычка – вторая натура» принадлежит древнегреческому философу Аристотелю — еще древний мыслитель отметил, что ряд устойчивых прив...