Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)
статья по теме

Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и прочее. Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Сформировано ли языковое чутье у вашего ребенка? Как это проверить и как помочь ребенку развить его?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley_grammatika.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических представлений у ребенка с ОНР

     Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Словарь пятилетнего ребенка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Именно чувство языка, или, как его еще называют, языковое чутье, подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти  самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

     У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, полно излагает свои мысли, легко строя сложные предложения, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогом , падежные, родовых окончаний, без труда пересказывает рассказы и сказки.

     Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одно названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Вот как объясняют некоторые понятия дети с 3 уровнем речевого  развития:

Лиственница – висит на ветках (смешение со словом «листва»)
Мясорубка – когда рубят топором (смешение по морфологическому признаку).

     Такое смешение понятий не всегда бросается в глаза при живом речевом общении: дети пользуются обиходными названиями, осмысленно заменяют одно слово другим – знакомым и понятным. Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием, например: сливной компот (вместо сливовый), мясный бульон (вместо мясной),  пришила юбку (вместо подшила), креселко (уменьшительное от кресло), березная роща (вместо березовая).

Характерно, что все эти ошибки зафиксированы у детей не до начала специального обучения, а в его процессе. Это свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.

     Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

      - частей предметов и объектов (кабина, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива и т.п.)

     - глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);

     - приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл, заплыл и т.п.)

     - антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.)

     - относительных прилагательных  (соломенный, глиняный, песчаный, металлический и т.п.)

    - притяжательных прилагательных (лисий, медвежий, петушиный, коровий, волчий и т.п.)

     В грамматическом оформлении речи распространены ошибки:

     - в употреблении предлогов В, К, С(СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД (Карандаш вытащили из спины (вместо из-за спины));

     - согласовании различных частей речи (особенно числительных и существительных);

     - построении предложений.

У детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более из четырех-пяти слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

     Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос «Какое варенье варят из слив?» один ребенок отвечает «сливочное», а другой – «сливное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

     Разумеется, во время пребывания ребенка в логопедической группе педагоги уделяют пристальное внимание вопросам формирования правильных лексико-грамматических представлений.  Логопед на групповых занятиях отрабатывает с детьми лексико-грамматические категории родного языка в соответствии с собственным планом работы, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях, руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. Если после очередного занятия он обнаруживает, что материал нужно закрепить, он делает отметку в Дневнике индивидуальных занятий, и воспитатель в тот же вечер выполняет с детьми отмеченное упражнение.

     Но нельзя ограничивать работу по коррекции лексико-грамматических нарушений только временем пребывания ребенка в логопедической группе. Параллельно родители дома отрабатывают эту же тему в процессе специальных упражнений, отобранных логопедом для домашнего задания. Заниматься с ребенком следует до достижения указанных в каждом упражнении целей и до исчезновения в его речи соответствующих ошибок.

     Кроме того повседневные задачи родителей -  пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе непосредственного общения, систематически контролировать грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

     Разумеется, не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществлять перенос на самостоятельно смоделированное предложение. При выборе слов  необходимо ориентироваться на постоянный подъем «лексической планки», то есть на усвоение семантики новых слов, тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.

     Коррекционный процесс требует от ребенка полной сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствует эмоциональный настрой взрослого, занимающегося с малышом. Здесь недопустимы атмосфера страха, психологический нажим на ребенка, какими бы высокими целями они ни были обусловлены. С другой стороны, нельзя ждать успеха и при поверхностном, слишком легком и беззаботном отношении взрослого к занятию. Наилучших результатов удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание  к ребенку, собранность и восторженное поощрение даже самой маленькой удачи в непростом деле формирование лексико-грамматических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"

В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.  Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут по...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Консультация для родителей

Консультация для родителей. Старший дошкольный возраст. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников....

Консультация для родителей «Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Консультация для родителей «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматика  — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).При нормальном развитии ...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...