Если ребенок не говорит
консультация на тему

Русских Вера Ивановна

Консультация о способах развития речевых навыков детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_govorit.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит?

 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период.

Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе.

Ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи.

 Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Картинки по запросу картинка ребенок делает зарядку для языка

Артикуляционные упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат.

 Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

Вместе с ребенком сделайте несколько упражнений:

  Открывать и закрывать «домик».

 Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

 «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

 Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губы («вкусное варенье»).

 Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

 Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

 Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

Массаж пальчиков рук

 Массаж делает мама . Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Например: Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.

 Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб помыл,

 Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик все съел,

 От того и растолстел.

Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

  Играет на «пианино».

  «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

  Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

  Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

 Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

 Покажи «козу».

  Покажи «ушки у зайчика».

 Играем на «барабане».

  Хлопаем в ладоши.

Работа с мелким раздаточным материалом

  Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

  Работа с вкладышами.

  Пирамидки различных размеров.

 Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

Шнуровка

 использование плотного картона с дырочками;

   завязывание шнурков.

         

ПОЛЕЗНО:

*застёгивать пуговицы;

*рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру;

 *делать аппликации, учиться работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации;

* рисовать: учиться правильно держать карандаш, фломастер, кисточку, мелок.

Развитие словаря

 Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

  Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

 Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.

  Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

  Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.

Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Если ребенок не говорит...

Консультация  для  родителей,  воспитателей....

Если ребенок плохо говорит

В статье  говорится о речевых трудностях детей. о причинах  задержки речи, даются рекомендации по преодолению  данной патологии...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...